c l B
T
G
=
>
С е р в и с. Э к сп л уа та ц и я . О б оруд ован и е
легко преодолеваются. И когда
приобретается необходимый
навык работы с этим матери-
алом - маляры пользуются им
с удовольствием и о переходе с
сольвента ничуть не жалеют.
Да и нельзя сказать, чтобы раз-
личия в технологиях были столь
уж кардинальными.
Сергей Логинов, директор учеб-
ного центра «Технолак»:
- Метод нанесения водораз-
бавляемых эмалей не требует
особых навыков. Тот, кто рабо-
тал с сольвентом, справится и
с этим. Принципиальных отли-
чий нет. Есть лишь некоторые
нюансы. Да по-другому оно про-
сто и не могло бы быть. Когда
новый материал попадает на
рынок, его производители пре-
следуют цель добиться того,
чтобы его нанесение не было
сложнее, чем предыдущего. По-
этому адаптация маляра, если,
конечно, это опытный маляр,
работавший ранее с сольвен-
том, занимает день-два. Не
больше. После чего он начинает
вполне нормально работать.
За это мы можем ручаться с
полной определенностью. Для
наших клиентов мы органи-
зуем обучение - технический
тренинг по нанесению матери-
алов. Так вот, для маляров курс
занимает два дня, за которые
они успевают приобрести все
необходимые навыки. Правда,
несколько больше проблем при
переходе на водную основу воз-
никает у колористов. Тут речь
идет где-то о месяце обучения,
большая часть которого ухо-
дит на изучение свойств самих
пигментов. Там порядка
60-70
разных компонентов и каждый
цвет имеет свои свойства, с
которыми колорист должен
успеть освоиться.
Что же касается самой
технологии окраски красками
на водной основе, то в общих
чертах она выглядит следующим
образом.
Игорь Лаврушин:
- Цветоподбор, в зависимости
от используемого материа-
ла, может осуществляться
разными способами. В системе
Л-М присутствует картотека
накрасов, упорядоченная по
цветовым группам. В ней на
2014
год имеется несколько
тысяч цветовых карточек,
каждая из которых, в свою
очередь, может относиться к
нескольким цветовым кодам.
Это картонные карточки, на
которые нанесена оригинальная
краска, та, что продается в
банках. Не печатный аналог, а
именно реальная краска. Маляру
согласно коду достаточно про-
сто подобрать из картотеки
наиболее подходящую карточку
и сверить ее с цветом авто. Все.
Основа для дальнейшего подбора
у него есть. Далее в программе
цветоподбора маляр находит
формулу, в которой указано
количество пигментов и объяс-
няется, как их надо смешивать
для получения необходимого
цвета. Колорист смешивает со-
ставляющие пигменты в соот-
ветствии с указаниями, а даль-
ше уже доколеровывает либо
опять же по программе, либо на
свое усмотрение. Преимущество
применения таких цветовых
карточек заключается в том,
что колорист получает возмож-
ность не тратить материалы,
время и силы на первоначальный
подбор. Во многих других систе-
мах этого нет. И тогда маляру
приходится самому начинать с
пробных выкрасов. Затем маляр
наносит краску на окрашива-
емую деталь. За счет большей
укрывистости иногда бывает
достаточно полутораслойного
нанесения.
Сушка между слоями при ис-
пользовании красок на водной
основе занимает существен-
но меньше времени, чем при
использовании сольвентных
материалов.
Константин Бугров:
- При работе материалами на
водном
основе R-M, после нане-
сения каждого слоя требуется
межслойная выдержка до т.н.
поматовения для удаления
водных компонентов с поверх-
ности. Самый простой вари-
ант: можно дать высохнуть
детали естественным путем.
Но это непозволительная
роскошь с точки зрения эф-
фективности производства
и скорости процесса окраски,
особенно для трехслойных си-
стем. Поэтому обычно процесс
ускоряют, используя прину-
дительный обдув окрашенной
поверхности.
Сделать это можно разными
способами. В зависимости от
того, какой из них выбирается,
как раз и различаются системы
того или иного производителя.
Константин Бугров:
- Вариантов несколько. Первый
- обдув с помощью так на-
зываемых «фенов»
-
Dry-Jet.
Эффективность такого обдува
заключается в том, что объем
воздуха, подаваемого с помо-
щью D ry Jet, равен
4 000
литрам
в минуту. Это очень много.
Бо-
лее
того, конструкция оборудо-
вания такова, что забор возду-
ха происходит непосредственно
из ОСК, а не из компрессора.
Клиенты часто спрашивают,
можно ли для обдува использо-
вать обычный пистолет. Так
вот, для сравнения, эффектив-
ность окрасочного пистолета
- около
420
литров в минуту.
Как второй вариант, можно
установить отдельную систе-
му обдува прямо в камеру. Здесь
у потребителей есть выбор.
Можно изначально заказать
соответствующую камеру у
производителя, а можно до-
оснастить ее позже. Но, если
честно, на практике со вторым
вариантом я ни разу не стал-
кивался.
Либо также будет эффек-
тивным при большом объеме
откраш енных деталей повы-
шение температуры в О С К на 10
градусов на время межслойной
выдержки.
Естественно, перед покраской
деталь должна быть подготов-
лена.
Сергей Логинов:
- В плане подготовки суще-
ственных различий между соль-
вентными и водными красками
нет. Разве что перед нанесе-
нием краски на водной основе
будет достаточно обработки
подложки абразивом Р
400
, а не
Р
500
, как того требуют краски
на основе растворителя. Это
опять-таки снижает себесто-
имость ремонта и ускоряет
его процесс. Больше прощаются
мелкие огрехи, например остав-
ленные риски и царапины под
готовым слоем от неправильно
подобранного абразива.
После эмали наносится лак.
Сергей Логинов:
- Лак используется такой же,
как и в сольвентных системах.
Да и дальше особых отличий
нет. А перед нанесением лака
нужно выдержать лишь
2-5
минут вместо привычных
15
при покраске традиционными
эмалями. В итоге вся работа
(естественно, при условии со-
блюдения технологии) зани-
мает процентов на
3 0
меньше
времени, чем при окраске соль-
вентными материалами.
В этом и заключается, пожалуй,
самое главное преимущество
красок на водной основе. В
7
4
А в т о к о м п о н е н т ы ■
М а р т * 2 0 1 4
предыдущая страница 77 Автокомпоненты 2014 3 читать онлайн следующая страница 79 Автокомпоненты 2014 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст