У
,
С е р в и с . Э к сп л уа та ц и я . О б ор уд ов ан и е
Э В Т б 233
таких продуктов. Для этого
сейчас есть все условия. В том
числе и планируемое ужесточе-
ние экологических требований.
При этом каждая из сторон
- противники и пользователи -
данных систем приводят доводы
в подтверждение своей позиции.
Ну а истина, как это часто бывает,
оказывается где-то посередине.
Причем, рассуждая о свойствах
красок на водной основе, нужно
понимать, что в отличие от соль-
вентных красок, которые друг от
друга отличаются лишь некото-
рыми нюансами, а существенных
различий в нанесении между
ними не существует, краски на
водной основе могут значимо
отличаться одна от другой в зави-
симости от их производителя.
Константин Бугров:
- В основе технологий всех
производителей лежит одно и
то же: стремление заменить
растворитель на более безопас-
ную воду, но при более глубоком
рассмотрении конкретных про-
дуктов различий оказывается
более чем достаточно. Что, в
общем, и понятно. Если в случае
сольвентных систем техноло-
гии их нанесения на протяже-
нии нескольких десятков лет
успели устояться и теперь
дифференциация касается
лишь характеристик пигмен-
тов, то в водных системах
пока еще существует немало
различий, как с точки зрения
приготовления материала и его
хранения, так и с точки зрения
технологии нанесения.
Поэтому судить о всех красках
на водной основе одинаково
было бы неправильно. Недостат-
ки, присущ ие одним материа-
лам, могут не иметь никакого
отношения к другим. Рассматри-
вать нуж но каждый конкретны й
материал в отдельности.
Один из основных аргумен-
тов критиков данных красок
заключается в том, что работа
с такими материалами требует
переоснащения станции. Доля
истины в этом утверждении
есть. Но по мере того, как про-
исходит развитие технологий,
доля эта становится все меньше
и меньше.
Игорь Паврушин:
- Первые выпущенные на рынок
краски действительно требо-
вали дооснащения камер более
мощной вентиляцией. Однако
сейчас некоторые производи-
тели материалов эту проблему
отчасти уже решили. Для рабо-
ты с их красками все оборудо-
вание подходит из числа того,
которое используется при ра-
боте с сольвентными красками.
Правда, для ускоренной сушки
желательно использовать
фены, но это не обязательно.
Также может понадобиться
специальная мойка для писто-
летов.
Константин Бугров:
- С целью экономии промывоч-
ного растворителя и упроще-
ния утилизации отходов для
системы красок К-М желатель-
но установить установку для
мойки окрасочных пистолетов,
имеющую две промывочные
Игорь Лаврушки
ванны: на воде и на раство-
рителе.
Часто скептики указывают на
более высокую стоимость красок
на водной основе в сравнении
с сольвентными. И здесь они
также не грешат против истины.
Но тоже - лишь отчасти.
Игорь Паврушин:
- Если смотреть на стоимость
одной банки пигмента - дей-
ствительно, при прочих рав-
ных пигменты традиционных
систем стоят меньше. Однако
краска состоит не из одного
пигмента. Он разводится рас-
творителем. Причем в случае
с краской на водной основе Я-М
из банки пигмента получает-
ся практически вдвое больше
готового материала. Да и рас-
творитель водный ощутимо
дешевле сольвентного. Поэтому
литр готовой краски в итоге по
цене получается либо равным
литру сольвентной краски,
либо даже дешевле. Да к тому
же краска на водной основе
обладает большей укрывисто-
стью, соответственно, у нее
меньше расход, а производи-
тельность выше.
Константин Бугров:
- Анализируя экономические по-
казатели тех наших клиентов,
которые в свое время заме-
нили традиционные системы
окраски на водные, никакого
удорожания так и не удалось
выявить. Стоимость эквива-
лентна. Просто нельзя судить
о стоимости окраски, сравни-
вая лишь по одной цене мате-
риалов в прайс-листе. Здесь
нужен комплексный подход. В
готовой к нанесению краске
Я-М непосредственно базовых
пигментов всего лишь порядка
2 0
процентов, остальное -
связующее и разбавитель на
водной основе. И это делает ее
очень экономичной.
П ротивники красок на водной
основе утверждают, что такие
краски замерзают на морозе,
- мол, случись какой-то сбой с
отоплением на складе сервиса, и
весь запас красящего материала
будет уничтожен. Что есть - то
есть: многие краски на водной
основе действительно боятся
мороза.
Игорь Паврушин:
- Миф о слабой морозоустой-
чивости красок на водной
основе возник из-за того, что
изначально крупные корпора-
ции, разрабатывавшие такие
системы, шли различным
путем. У одних в пигменте
действительно есть вода. И
такие материалы действи-
тельно замерзают и очень
требовательны к хранению.
Но другие, к примеру, тот же
концерн БАСФ
,
пошли по пути
производства пигментов, не
содержащих воду. В этом случае
пигменты оказываются очень
морозоустойчивыми и при
замерзании не теряют своих
свойств. Поэтому в случае
форс-мажорной ситуации,
когда материалы окажутся
в ледяном цеху, - замерзнет
только водный разбавитель.
С пигментом же ничего не слу-
чится.
А
боязнь разбавителя
отрицательных температур
с лихвой компенсируется его
стоимостью и удобством
в плане утилизации. Также
стоит отметить, что такая
технология позволяет иметь
срок хранения пигментов
5
лет,
что практически сводит на
нет риски связанные с преждев-
ременной порчей банок пигмен-
тов не ходовых цветов.
Ряд других аргументов про-
тивников водной системы можно
выразить одним общим словом
- непривычно.
Игорь Паврушин:
- Действительно, свойства
сольвентных и водоразбавляе-
мых систем различаются. Есть
особенности с точки зрения
нанесения, есть особенности с
точки зрения сушки. Многим
поначалу трудно привыкнуть к
тому, что краска после нанесе-
ния не сразу приобретает тот
оттенок, который требуется.
Ей необходимо некоторое время
для того, чтобы «дойти».
Но при этом процент попа-
даний в цвет у таких красок
выше, чем у сольвентных.
Кроме того, они способны в
большей степени прощать
огрехи маляра. При прочих
равных, человек с меныией
кватнфикацией получает
лучший результат. Больше
прощается ошибок. И вообще,
практика использования этих
красок на производстве авто-
концернов показывает, что
все трудности, которые есть,
А в т о к о м п о н е н т ы ‘ М а р т * 2 0 1 4
7
3
предыдущая страница 76 Автокомпоненты 2014 3 читать онлайн следующая страница 78 Автокомпоненты 2014 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст