Сервис. Эксплуатация. Оборудование
Маркировка представляет со-
бой две цифры через точку.
Первая цифра обозначает
1/100 предела прочности на
растяжение до разрыва, вторая
цифра определяется как отноше-
ние предела текучести к пределу
прочности, умноженному на 10.
Соответственно, если перемно-
жить две цифры маркировки и
умножить результат на десять,
получится величина предельной
текучести болта, то есть значение
той нагрузки, при которой болт
начнет быстро растягиваться
(иначе - «течь»), В автомобиле,
как правило, используются болты
класса прочности 8.8 и 10.9.
Сергей Пятаков:
- В автомобиле болтов классом
прочности ниже 8.8 не бывает.
12.9 встречаются редко, в ос-
новном же либо 8.8, либо 10.9.
Зная этот параметр исходного
болта, всегда можно подобрать
аналог такого же класса. Причем
при замене класс должен под-
бираться точно тот же, что и у
исходной детали.
Сергей Пятаков:
-
Менять нужно на болт того
же класса прочности, что и
был до этого. Нельзя считать,
что чем выше класс прочности,
тем лучше. Дело в том, что
чем выше прочность крепежа,
тем он более хрупкий. Соот-
ветственно, при вибрации он
может лопнуть. Поэтому класс
прочности надо подбирать
один в один.
Как уже говорилось, класс
прочности указывается в
маркировке на головке болта.
Стандартного. Но сложность
заключается в том, что исполь-
зуемые в автомобилях болты не
всегда относятся к стандартным.
Так что на них этой маркировки
может и не быть.
Сергей Пятаков:
- Если крепеж стандартный,
класс прочности пробивается
на нем. Но на автомобильном
крепеже его может и не быть.
В этом случае подобрать аналог
бывает сложно.
Сергей Пятаков:
- Если класс прочности неука-
зан, это проблема. Можно по-
пробовать зайти в Интернет и
попытаться по оригинальному
номеру посмотреть класс проч-
70
А в током пон енты ' Ф евраль 2014
ности. Зачастую такую инфор-
мацию удается обнаружить.
В спецификации же авто класс
прочности болтов, как правило,
не указывается.
Следующее, на что нужно смо-
треть при подборе болта, - его
геометрические размеры.
Сергей Пятаков:
- Болт нужно подбирать по
диаметру, по шагу резьбы, по
тому, доходит ли резьба до
головки или нет, и если не до-
ходит, то насколько.
Часто болты покрываются
специальным антикоррозийным
покрытием. При замене таких
болтов нужно подбирать аналоги
с таким же покрытием. Также
нужно смотреть на геометрию
головки болта.
Сергей Пятаков:
- У болтов могут быть разные
головки. Чаще всего они выпол-
няются в форме шестигранника
- стандартного, уменьшенного
или увеличенного по размеру.
Нередко используется шести-
гранник с фланцем. Но в со-
временных автомобилях многие
болты имеют не шестигран-
ный, а многогранный привод.
Заменять их на шестигранни-
ки, пусть даже и обладающие
аналогичными физическими
свойствами и размерами, неже-
лательно. Во-первых, потому,
что многогранник подразумева-
ет более высокий момент при
затяжке, которого шестигран-
ник может и не выдержать. Ну
а кроме того, головки таких
болтов часто бывают более
широкими или более узкими, чем
шестигранные.
Наконец, на автомобилях
используются болты как со
стандартной - правой - резьбой,
так и с левой. При стандартном
направлении резьбы никаких
указаний в виде маркировки на
детали не делается. В случае же
с левой резьбой на болте должна
быть маркировка в виде на-
правленной против хода часов
закругленной стрелки.
Винты, гайни и не тольно
Второй тип крепежа - гайки.
Их подобрать обычно бывает
проще. Подбор этих деталей идет
под тот болт, на который они
будут завинчиваться. Хотя у них
есть и несколько самостоятель-
ных параметров.
Сергей Пятаков:
- Еайки бывают обычно
шестигранной формы, в ряде
случаев имеют контрящие
элементы(пластиковые кольца,
насечки). Что касается пара-
метров, то у гаек нет таких
четко выраженных механи-
ческих свойств, как у болтов.
Растянуть их нельзя. Поэтому
клас прочности на гайке про-
бивается обычно одной цифрой,
соответствующей значению
прочности того болта, на
который она накручивается.
Надо, чтобы болт и гайка со-
ответствовали друг другу по
прочности. Иначе при нагрузке
может быть сорван один из
них.
Еще один тип крепежа -
винты. Если не рассматривать
высокопрочные винты (как пра-
вило являющиеся оригинальной
деталью) их используют для со-
единений, не испытывающих на
себе большой нагрузки. Их класс
прочности не превышает 4.4. Так
что параметр прочности обычно
не является определяющим при
их подборе. Смотреть в первую
очередь нужно на диаметр, на
шаг резьбы. А также на геометри-
ческие размеры винта.
Сергей Пятаков:
- В автомобилях часто исполь-
зуются нестандартные винты.
У них могут быть особенные
длины рабочей части, ширина
головки.
Что касается типа приво-
да - крестообразный, прямой,
под шестигранник и пр., - здесь
желательно ориентироваться на
принцип: на замену нужно ста-
вить винты того же типа, что и у
исходной детали. Каждый из них
подразумевает разный момент
при закручивании и откручива-
нии, поэтому заменять один тип
привода другим нежелательно.
Следующий тип крепежа
- шпильки. Как и болты, они
характеризуются классом проч-
ности (который обычно имеется
на маркировке шпильки), а также
геометрическими размерами
- диаметром, шагом и направле-
нием резьбы, длиной шпильки.
Кроме того, шпильки могут
иметь либо постоянную, либо
прерывную резьбу. В некоторых
случаях она может иметь разную
направленность на разных кон-
цах шпильки. При замене нужно
подбирать шпильки, по всем
указанным параметрам повторя-
ющие исходник.
Дальше идут всевозможные
шайбы. Они различаются по
материалу, из которого они из-
готавливаются. Чаще всего их
делают из металла. Но в некото-
рых случаях они могут быть вы-
полнены из пластика, из резины,
других материалов. При замене их
можно менять только на шайбы
из того же материала, что и ори-
гинальные. Также шайбы зача-
стую имеют ряд приспособлений,
препятствующих раскручиванию.
Это могут быть риски на обеих
или одной из рабочих поверхно-
стей, конусность, фланцы. Шайба
может быть пружинного типа
по типу гровера. Соответствен-
но, на эти моменты также надо
обращать внимание при подборе
шайбы. Наконец, шайбы могут
различаться по размерам - диаме-
трам, внутреннему и внешнему,
толщине. Все эти параметры при
подборе шайбы нужно соблюдать
неукоснительно. Ну а поскольку
шайбы, как правило, не марки-
руются, их параметры можно
определить в результате измере-
ния снятой детали.
Особый тип крепежа - мол-
динговый. Он представляет
собой различные, обычно
пластиковые, пистоны различной
формы и размеров. Такие пи-
стоны нужно подбирать строго
под конкретный автомобиль.
Универсальными такие детали
не бывают. Взаимозаменяемость
между ними крайне низкая.
Сергей Пятаков:
- Молдинговые крепежи адап-
тированы под конкретные
автомобили. Универсальность
слабая. Поэтому мы поставля-
ем их под конкретные модели
Как и молдинговые крепежи,
другой тип деталей - всевоз-
можные клипсы и наварные
шайбы используются в первую
очередь в кузовном производ-
стве. Предназначены они для
крепления к металлическим
листам каких-то других деталей
с помощью саморезов.
предыдущая страница 71 Автокомпоненты 2014 12 читать онлайн следующая страница 73 Автокомпоненты 2014 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст