С е р в и с . Э к с п л у а т а ц и я . О б о р у д о в а н и е
Соответственно, заряд нужно
будет сразу же прекратить и
отправить батарею на гаран-
тийную замену. Ну и наконец
батарея может вообще не за-
ряжаться, даже по истечению
длительного времени зарядки.
Поскольку такое ее поведение
скорее всего будет свидетель-
ствовать об обрыве, этот
случай также признается
гарантийным.
После удачной зарядки бата-
рею проверяют под нагрузкой с
помощью нагрузочной вилки.
Екатерина Федяева:
- Если аккумулятор способен
под нагрузкой в течение 5 секунд
держать напряжение не меньше
9 В, он исправен. Если нет - ак-
кумулятор подлежит замене по
гарантии.
Другая технология диагно-
стики требует использования
специального оборудования и
отталкивается от совершенно
другого параметра.
Павел Кулигин, коммерческий
директор Battery Service:
- Профессиональные тестеры
аккумуляторов позеоляет
осуществлять качественно
другой анализ стартерных
батарей, кардинально отли-
чающийся от традиционного.
Классический анализ основыва-
ется на определении плот-
ности электролита и напря-
жения. Анализ же с помощью
аккумуляторных тестеров
берет за основу ток холодной
прокрутки. Это очень важный
для определения состояния
стартерного аккумулятора
показатель. Грубо, ток холод-
ной прокрутки это пуско-
вой ток,
который выдает
батарея при минус 18 градусах.
Чем он меньше, тем мень-
ше вероятность того, что
двигатель будет запущен. При
отклонении в 25 процентов
можно констатировать неис-
правность батареи. Согласно
американскому стандарту SAE
J537, ток холодной прокрутки
500ССА указанный на батарее,
говорит нам, что батарея вы-
держит нагрузку в 500А при -18
градусах в течение 30 секунд,
и ее напряжение не снизится
ниже 7,2В. В России это ГОСТ
959-2002 (при -18 градусов в
течение 10 секунд, до 7,5В)
Тестеры позволяют в зависимо-
сти от стандартов измерения из-
мерить ток холодной прокрутки
батереи.
Павел Кулигин:
- В маркировке батарей публи-
куются номинал, емкость,
пусковой ток. Эти параметры
и можно измерять.
Оборудование позволяет
измерять ток холодного пуска
в любых условиях, для прове-
дения исследования не обяза-
тельно опускать аккумулятор в
морозильник.
Павел Кулигин:
- Оборудование позволяет
за несколько секунд смодели-
ровать ситуацию холодного
пуска при сильном морозе и
измерить пусковой ток.
Для такой диагностики исполь-
зуется профессиональный тестер
аккумуляторов.
Павел Кулигин:
- Сейчас на рынке присут-
ствует множество моделей
таких тестеров, стоимость
которых может различаться
в разы. Начиная от самых
простых образцов за полторы
тысячи рублей и заканчивая
сложным дилерским оборудо-
ванием, стоимость которого
откровенно зашкаливает.
В любом случае каждый из
этих приборов позволяет кон-
тролировать широкий перечень
параметров.
Павел Кулигин:
- Тестер аккумулятора по-
зволяет измерять такие
параметры, как ток холодной
прокрутки, напряжение, про-
цент ocma^noчнoгo ресурса,
проводить анализ системы
заряда и оценку работы
аккумулятора под реальной
нагрузкой. Принцип измерения
под реальной нагрузкой такой
же, как и при использовании
нагрузочной вилки, но в не-
сколько раз эффективнее. В
роли естественной нагрузки
выступает двигатель ТС. А
дальше анализируем просадку
напряжения на аккумуляторе.
В зависимости от ее величи-
ны делаем вывод о состоянии
аккумулятора или, напри-
мер, можем определить, что
установленный новый аккуму-
лятор не подходит для данного
ТС, нужна батарея с большим
пусковым током.
При этом в работе прибора
нет ничего хитрого. Использу-
ются вполне очевидные способы
определения каждого из пара-
метров.
Павел Кулигин:
- Что касается измерения
тока холодного пуска, суще-
ствует несколько методов.
Один из них - измерение
внутреннего сопротивления по
постоянному току формируем
кратковременный сигнал по-
стоянного тока на и измеряем
падение напряжения. Опира-
ясь на закон Ома, определяем
внутреннее сопротивление
аккумуляторной батареи.
Полученное значение внутрен-
него сопротивления согласно
определенному алгоритму пере-
считывается в значение тока
холодной прокрутки, которое
сравнивается с номинальным
значением, указанным на
корпусе стартерного аккуму-
лятора.
Кроме проверки аккумуля-
тора, тестер позволяет также
определить работоспособность
Павел Кулигин:
- Проверка работы генерато-
ра транспортного средства
проводится последним заверша-
ющим этапом тестирования
аккумулятора, установленного
на транспортном средстве,
путем измерения напряжения,
выдаваемого генератором ТС,
и проверки диодного моста под
нагрузкой и без.
Любопытно, что из линей-
ки аккумуляторных тестеров,
предназначенных для сервисни-
ков, выделяется также прибор,
предназначенный для владель-
цев автомобилей. Называется
он монитором аккумуляторов.
Этот гаджет устанавливается
на автомобиль, и благодаря его
показаниям владелец всегда
сможет определить остаточный
ресурс АКБ. Для сервисменов
этот прибор вполне может
стать тем допоборудованием,
которое можно продавать
клиентам вместе с установкой.
Благо установка проста и не
требует никаких усилий.
Павел Кулигин:
Нужно установить мони-
тор на аккумуляторную
батарею с помощью двух-
стороннего скотча, который
поставляется в комплекте, в
подкапотное пространство
транспортного средства,
подключить один провод к
минусу, другой - к плюсу. И
все. После запуска двигателя
монитор проведет анализ
состояния аккумуляторной
батареи на основе оценки
просадки напряжения во время
запуска двигателя, т.е. под ре-
альной нагрузкой в реальных
условиях окружающей среды и
выдаст результат на экране
в виде процента остаточного
ресурса. Как только ресурс
снизится до 10%, монитор
аккумуляторных батарей
начнет издавать звуковой
сигнал каждые 30 минут, а
загорающаяся на нем иконка
напомнит владельцу о необхо-
димости установить новый
аккумулятор во избежание
отказа аккумулятора.
В случае с необслуживаемыми
батареями при любой их по-
ломке, выявленной с помощью
тестера, аккумуляторы подле-
жат замене. При замене нужно
помнить, что аккумуляторы
АвМ заменяются только на
аккумуляторы АвМ; аккуму-
лятор же ЕЕВ можно поменять
на батарею АвМ, но ни в коем
случае нельзя вместо подоб-
ного рода АКБ устанавливать
обычные аккумуляторы. Их ис-
пользование не только чревато
быстрым выходом из строя
самих аккумуляторов, но также
может спровоцировать поломку
электроники автомобиля.
Также нужно помнить, что
необслуживаемость не означает
то, что на батарею во время
сервисного обслуживания или
ремонта вообще не нужно
обращать внимание. Необходимо
постоянно визуально контроли-
ровать отсутствие механических
повреждений. Кроме того, надо
оберегать аккумулятор от грязи и
при возникновении загрязнений
и подтеков на его корпусе
очищать их сухой ветошью для
того, чтобы предотвратить утечки
через корпус. ■
7 0
Автокомпоненты *
Январь 2014
предыдущая страница 71 Автокомпоненты 2014 11 читать онлайн следующая страница 73 Автокомпоненты 2014 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст