Ры нок ком понентов
играть роль аварийного источ-
ника тока при неисправности
генератора или в экстремальных
условиях. Отсюда необходимость
по требованию автомобилестро-
ителей максимально увеличивать
емкость батареи. Кажется, все
просто - сделать аккумулятор
побольше, емкость увеличится, и
все будут довольны. Но вот неза-
дача - те же автомобилестроите-
ли мешают сделать это. С каждым
годом места для аккумулятора
под капотом они оставляют все
меньше - его отвоевывает та же
электроника, системы питания
двигателя, кондиционеры.
Выход - в разработке новых
технологий и выпуске на их осно-
ве аккумуляторов, обладающих
большей емкостью при меньших
размерах.
Самым массовым и недорогим
химическим источником тока
являются свинцовые стартерные
аккумуляторы. Современный
свинцовый стартерный акку-
мулятор сделан по технологии
AGM (Absorber Glass Mat),
когда электролит адсорбирован
в стекловолокне. Активными
веществами свинцового аккуму-
лягора, принимающими участие
в токообразующих реакциях,
являются двуокись свинца
РЬО, темно-коричневого цвета
на положительном электроде,
губчатый свинец РЬ серого цвета
на отрицательном электроде и
собственно электролит (водный
раствор серной кислоты HnSO().
Кроме них, сейчас но техно-
логии GEL выпускаются герме-
тизированные автомобильные
аккумуляторы с гелеобразным
электролитом, которые обеспечи-
вают работоспособность в любом
пространственном положении
и применяются в системах
резервного и аварийного энерго-
снабжения, бытовой технике и
т.и. В качестве загустителя для
создания гелеобразного электро-
лита применяют силикагель,
алюмогель и другие вещества.
При смачивании серной кислотой
эти вещества образуют так на-
зываемый тиксотропный гель. В
качестве сепараторов в подавля-
ющем большинстве герметизиро-
ванных аккумуляторов использу-
ют стекломаты из ультратонких
волокон. Благодаря этому их
применяют не только для батарей
с гелеобразным электролитом, но
и для аккумуляторов с адсорби-
рованным жидким электролитом.
В последнем случае технология
производства немного дешевле,
но емкостные показатели таких
батарей хуже, чем у автомобиль-
ных аккумуляторов с гелеобраз-
ным электролитом. Это обуслов-
лено еще большим снижением
количества электролита в аккуму-
ляторе.
Каждый аккумулятор состоит
из разделенных разноименных
электродов, погруженных в рас-
твор электролита и помещенных
в прочный корпус, устойчивый
к его химическому воздействию,
механическим нагрузкам и тем-
пературным колебаниям. Раньше
для изготовления корпуса акку-
муляторов применялся эбонит,
механическая прочность которо-
го была крайне низкой. Поэтому
стенки эбонитовых блоков имеют
толщину 6-8 мм для аккумуля-
торных батарей емкостью до 90
Ач и 9-12 мм при емкости более
100 Ач. При переходе от при-
менения эбонита для производ-
ства корпусов на комбинацию
сополимера полипропилена с эти-
леном удалось вдвое уменьшить
толщину стенок и значительно
снизить массу корпусных деталей
без ухудшения их надежности.
Несмотря на применение массы
новых технологий, традиционные
автомобильные аккумуляторы
имеют хронические недостатки,
связанные с тем, что сурьма,
содержащаяся в сплаве положи-
тельных токоотводов, по мере их
коррозии постепенно переходит
через раствор на поверхность
отрицательного электрода. На-
копление большого количества
сурьмы на поверхности отрица-
тельной активной массы понижа-
ет напряжение начала газовыде-
ления. Вследствие этого в конце
зарядного процесса происходит
все более бурное газовыделение,
напоминающее кипение электро-
лита. Это ведет к потере воды
из-за ее электролитического
разложения и испарения вместе с
образующимися газами. Сокра-
тить их позволяет применение
так называемых малосурьмяни-
стых сплавов, ставших базой для
создания автомобильных стар-
терных аккумуляторов нового
типа. За последние десятилетия
А в т о н о м п о н е н т ы • Н о я б р ь * 2 0 1 4
2 1
предыдущая страница 22 Автокомпоненты 2014 1 читать онлайн следующая страница 24 Автокомпоненты 2014 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст