последующие века еще много
раз фиксировались случаи,
когда безвестные умельцы стре-
мились победить силу трения.
В Великобритании, в одном из
музеев, представлен первый в
мире, по утверждению англи-
чан, металлический подшипник.
Еще в 1780 г. этот подшипник
успешно работал в конструкции
ветряной мельницы.
Однако массовое производ-
ство, и, соответственно, при-
менение подшипники получили
всего лишь во второй половине
18 в., когда появилось обору-
дование по обработке метал-
лических шаров. В дальнейшем
конструкции подшипников
стремительно модернизиро-
вались, изобретались новые
конструкции, и процесс этот не
менее интенсивно продолжается
и сегодня.
В 1907 г. Свен Вингвист,
учредивший всемирно извест-
ную компанию 5КБ, впервые
продемонстрировал 2-рядный
самоустанавливающийся под-
шипник. В 20-х годах прошлого
века появились роликовые под-
шипники, способные восприни-
мать огромные нагрузки. Затем
в технику пришли игольчатые,
немного позже - конические
подшипники.
Подшипники качения уве-
ренно замещали подшипники
скольжения, сужая сферу их
использования. Одним из наи-
больших преимуществ под-
ш ипников качения является
свойство полноценно работать
при минимальном количестве
смазки. Буквально капли масла
достаточно, чтобы подшипник
устойчиво вращ ался несколько
тысяч часов. Это преимущество
основывается на точечном кон-
такте вращающегося элемента,
шарика, с дорожкой качения.
Но это преимущество являет-
ся и недостатком, поскольку
даже относительно небольшая
перегрузка, например, ударная,
может повредить поверхность,
по которой шарик перемещает-
ся в подшипнике. Поэтому, при
значительных нагрузках исполь-
зуются роликовые подшипники,
но они более массивны.
Подшипники качения так и не
стали для подшипников сколь-
жения полной альтернативой.
В автомашинах их используют
только в генераторах и других
вспомогательных агрегатах. В
конструкциях двигателей пре-
обладают подшипники скольже-
ния. Коленчатый вал, шатуны и
распредвал работают, используя
свойство скольжения металла
по металлу.
После изобретения в 1945г.
безмасляных металлокерамиче-
ских подшипников скольжения,
которые во многом оказались
эффективнее подшипников из
бронзы и латуни, применение
подшипников скольжения еще
больше распространилось.
Кто в команде лидеров?
По оценкам уже упоминав-
шейся шведской компании ЭКБ,
объем мирового рынка только
подшипников качения в про-
шедшем году составил более
€ 38 млрд, и увеличился в гло-
бальном масштабе по сравне-
нию с 2011г. на 5-10%. Причем,
весь рынок делится условно на 3
группы. Около 40% от обще-
го объема продаж составляют
подшипники, использующиеся
в механизмах промышленного
оборудования, в т. ч. и в стро-
ительном оборудовании и ма-
шинах спецтехники. Около 30%
подшипников используется при
производстве новых автомоби-
лей, а оставшиеся 30% - это под-
шипники, выполняющие роль
запчастей на вторичном рынке.
Если рассмотреть отдельные
50
А в током пон енты ' Ию нь 2013
предыдущая страница 51 Автокомпоненты 2013 6 читать онлайн следующая страница 53 Автокомпоненты 2013 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст