Ры нок компонентов
выполнения которой напря-
мую влияет на безопасность
автомобиля. Поскольку для
правильной работы подушек
безопасности им необходи-
мо одной стороной с очень
большим усилием опираться
на стекло, то низкая прочность
клеевого шва - это всегда риск
для здоровья, а порой и жизни
находящихся в машине людей.
Поэтому отношение ко всему,
что может повлиять на качество,
должно быть соответствующее.
Ответственность за безопас-
ность привела к регламентации
каждой стадии технологиче-
ского процесса замены стекол
и всей операции в целом. Этот
документ гарантирует одну,
но очень важную вещь - если
мастер не выходит за рамки
установленного регламента, то
на выходе он должен получить
соответствующее качество шва.
Регламент начинается с
рекомендаций и ограничений
выбора стекол для замены, по
методам вырезки поврежденно-
го стекла, по способам ремонта
тех мест автомобильного кузова
(рамок), куда стекло будет при-
клеено, (если необходимость в
таком ремонте существует) и
продолжается подбором клея,
его нанесением, выбором темпе-
ратурных режимов и определе-
нием времени выдержки авто-
мобиля до начала эксплуатации.
Этот регламент мастер должен
знать и скрупулезно выполнять.
Поэтому в большинстве стран
к процедуре замены стекол до-
пускают только лишь сертифи-
цированные специалисты,то
есть такие, которые обучены по
специальной программе (напри-
мер, в Америке на это уходит не
менее двух недель) и сдавшие
соответствующие теоретические
и практические экзамены. Под
такой порядок подложена се-
рьезная материальная основа -
ни одна страховая компания
не будет оплачивать страховой
случай, если окажется, что заме-
ну стекла выполнял не серти-
фицированный работник. При
выезде на своем автомобиле за
рубеж стоит всегда учитывать,
что какие бы страховки ни были
приобретены, страховой случай,
связанный с неправильной
работой подушек безопасности,
может остаться без оплаты, если
документально не подтвердить
правильность выбора установ-
щика стекла.
Итак, качество определяет
трио: материалы - инструмент -
мастер. Если с первыми двумя
пунктами у нас дела как-то
налажены (в страну поставля-
ют качественные материалы
различных фирм и необходи-
мый инструмент лучших фирм,
например, Equaizer, Aegis и др.),
то с обучением стекольному
регламенту все гораздо сложнее.
Контролирующих ассоциаций
нет, страховые только присту-
пают к работе над контролем
безопасности сервисных работ.
Курсов много, но уровень их
обучения различается очень
значительно. Приходится кон-
статировать, что большая часть
мастеров, особенно в регионах,
самоучки, не получившие систе-
матических знаний.
Эту картину без применения
кардинальных мер и ответствен-
ных решений в рамках отрас-
ли не решить. А пока их нет,
фирмы, поставляющие материал
и технологию не сидят, сложа
руки, а сами, как могут, доносят
знания до своих потребителей.
Прежде всего, эти знания
касаются выбора клея. Давно
прошли те времена, когда по-
требитель получал лишь один
вид клея, клея с которого на-
чалось зарождение технологии
вклейки стекол на конвейерах
автосборочных заводов, клея,
который в последствие был на-
зван «стандартным». Это одно-
компонентный полиуретановый
клей с относительно невысо-
кими (по современным меркам)
характеристиками. Со временем
автозаводы стали использовать
клеевые составы, образующие
более прочный шов. Такие клеи
были названы «высокомодуль-
ными» от Hight Modular -
НМ («модульность» - предел
прочности на разрыв) и клеи с
обозначением НМ появились на
вторичном рынке. Правило при-
менения здесь простое - если
при вклейке стекла на конвейере
применялся клей НМ, то при
замене стекла тоже необходимо
использовать клей класса НМ.
Стекла с установленными в
них антеннами, датчиками и
системами обогрева (подробнее
см. главу о конструкции стекол)
потребовали использование
клея с низкой электропроводно-
стью - LC. Значительная часть
современных клеевых составов
совмещают высокую прочность
с низкой электропроводностью
и имеют обозначение НМ LC.
Следующей важной харак-
теристикой клея стало время
выдержки автомобиля после ре-
монта или «время набора клеем
необходимой для начала эксплу-
атации прочности» - SDAT.
Величина SDAT определяется
в основном скоростью полиме-
ризации шва, которая измеряет-
ся в мм/сутки, при стандартных
условиях: температура воздуха
23 °С при 50% влажности.
Однокомпонентный полиуре-
4 6
Автокомпоненты ' Июнь 2013
предыдущая страница 47 Автокомпоненты 2013 6 читать онлайн следующая страница 49 Автокомпоненты 2013 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст