Рынок компонентов
качества. Эти заготовки в ка-
честве сырья для производства
различного вида изделий (не
только для автомобилей) могут
использовать многие пред-
приятия. Однако достоинства
флоат-установок порождают и
некоторые недостатки флоат-
стекла. Дело в том, что установ-
ка не позволяет гибко управлять
составом стекла. Поэтому чаще
всего на флоат-установках вы-
пускают заготовки некоторого
усредненного состава, из кото-
рых могут быть в последствие
сделаны архитектурные стекло-
пакеты, а также триплексные и
закаленные стекла для различ-
ных транспортных средств. И не
всегда этот усредненный состав
оптимален для каждого вида
будущих изделий. (Известно,
что, например, боросиликатные
малощелочные стекла облада-
ют большой твердостью, но их
сложнее закалить). И только
очень крупные производители
могут себе позволить оптимизи-
ровать на имеющихся в их рас-
поряжении флоат-установках
состав под какой-то один вид
продукции, который пользуется
большим спросом. Поэтому
свойства стекол, выпущенных
самыми крупными передовыми
производителями, которые дела-
ют огромное количество стекол
и сами для себя производят за-
готовки оптимального состава,
могут в ряде случаев отличаться
в лучшую сторону от продукции
заводов, покупающих заго-
товки «усредненного состава»
на стороне. Хотя вторичному
потребителю, и, даже крупному
оптовику, как-то отследить этот
процесс практически невоз-
можно.
Закаленны е стекла.
Суть технологии состоит в
следующем: стекло (практически
готовое стеклянное изделие) разо-
гревают немного выше температу-
ры размягчения (600-720“С
в зависимости от толщины и
структурных особенностей), а
затем резко охлаждают в струях
воздуха до 300-450 °С. При этом
сначала застывают поверхност-
ные слои стекла, при остывании
внутренних слоев возникают
остаточные напряжения сжатия.
Они-то и обеспечивают меха-
ническую прочность и термо-
стойкость закаленного стекла.
Эти же напряжения заставляют
стекло распадаться в случае
его повреждения на множество
мелких, не таящих в себе особой
опасности фрагментов. По
современным нормам безопас-
ности на один квадратный де-
циметр должно образовываться
несколько сот округлых оскол-
ков. Маркируют такие стекла
словом «Tempered» или просто
буквой «Т». У закаленных об-
разцов прочность на ударный
изгиб повышается в 3-5 раз,
поэтому второе название этого
стекла - ударопрочное - вполне
уместно. Однако закаленное
стекло не подлежит резке, свер-
лению и другой механической
обработке.
При осуществлении закалки
очень важна правильная ско-
рость и равномерность охлаж-
дения. Скорость определяет
величину остаточного напряже-
ния, а равномерность охлажде-
ния, естественно, распределение
этого напряжения по поверхно-
сти изделия. Равномерно проще
всего охладить относительно
небольшие по размерам стекла.
Поэтому максимальные техно-
логические сложности вызывает
производство больших, напри-
мер, задних стекол.
Закаленные стекла испытыва-
ют на фрагментацию и механи-
ческую прочность.
Фрагментация. Это - имита-
ция попадания твердого пред-
мета способного разбить стекло.
Стекло ударяют тяжелым кер-
ном в специально намеченные
точки. Оно должно разбиться
на осколки с тупыми гранями. В
любом квадрате размером
50x50 мм должно быть не менее
40 и не более 400 осколков.
Механическая прочность.
Стекло должно выдержать удар
стального шара массой
227 граммов, падающего с высо-
ты от двух до трех метров, в за-
висимости от толщины стекла.
Многослойны е стенла.
Качество триплекса опреде-
ляется качеством пленки-клея
и качеством подготовки по-
верхности.
А втоном поненты * М ай 2013
59
предыдущая страница 60 Автокомпоненты 2013 5 читать онлайн следующая страница 62 Автокомпоненты 2013 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст