Рынок компонентов
и скрупулезно просчитанный
с точки зрения теплового рас-
ширения материалов, не может
самостоятельно обеспечить
требуемый уровень герметично-
сти газового стыка. В этом ему
помогают поршневые кольца, и
в частности те, что расположены
в верхней, ближней к дну части.
Такие называются компрессион-
ными. Не трудно догадаться, что
чем больше колец будет иметь
поршень, тем более высокий
показатель герметичности будет
обеспечивать конструкция.
Однако не будем забывать и то,
что с ростом количества колец
станет увеличиваться и сопро-
тивление движению поршня в
цилиндре. Выходит, что с точки
зрения механики, чем меньше
поршневых колец, тем лучше.
Нельзя не упомянуть и то, что
ситуация с сопротивлением
движению поршня улучшается
и при уменьшении толщины
поршневых колец. Чем меньше
площадь контакта поршнево-
го кольца со стенкой гильзы
цилиндра, тем меньше трение.
И мотористы это хорошо знают.
Недаром поршневые кольца
моторов болидов «Формулы
1» тонкие, как лезвия бритвы!
Глядя на них, возникает мысль,
что перед нами самое что ни
на есть ювелирное изделие.
Что, в принципе, недалеко от
истины. Возникает резонный
вопрос - а почему бы не пере-
нести гоночные технологии на
гражданские моторы, обеспечив
тем самым им прибавку мощ-
ности путем сокращения сил
трения в цилиндропоршневой
группе? Увы, это невозможно, а
причиной тому является то, что
срок жизни тонкого кольца, да
и гоночного мотора в целом, в
лучшем случае одна гонка (!),
в то время как гражданский
силовой агрегат обязан верой
и правдой трудится сотни
тысяч километров. Чем тоньше
кольцо, тем быстрее оно будет
изнашиваться, что для массово
производимых моторов просто
неприемлемо. Кроме того, чего
греха таить, стоимость «фор-
мульных» поршневых колец
никоим образом не вписывается
в рамки бюджета «гражданских»
двигателей, а на увеличение
О братите вним ание на тем н ы е м еста в зоне распол ож ен ия первого ко м -
прессионного нолыда. Это пр изнан того, что данны е участии детали были
усилены технологией л азерн ого легирования, в ходе котор ой происходит
«переплавна» м еталла с в несени ем определенны х хим ичесних эл ем ен-
тов.
В м оторах, осн ащ аем ы х систем ам и наддува, по рш нев ая группа рабо тает
со значительно больш ими нагрузнам и, чем в «атм осф ер ни ках». И м енно
по этой сам ой причине их порш ни и зготавливаю тся усиленны ми.
Чтобы новы е порш ни исправно служили, необходим ое условие - рассточ-
на блона цилиндров с соблю дением перпендикулярности осей цилиндров
и ноленчатого вала. Для этого в аж н о не тольно им еть соврем енное
рассточное оборудование, но и правильно базировать обрабаты ваем ую
деталь.
себестоимости продукции
промышленники идут крайне
неохотно, так как это ухудшает
привлекательность их продук-
ции по отношению к изделиям
конкурентов. А стоимость, при
сравнении продукции «одно-
классников» весьма существен-
ный аргумент в конкурентной
борьбе.
Пытливый читатель, прочитав
представленные выше доводы,
непременно задаст вопрос - а
насколько в стоимостном выра-
жении вырастет цена силового
агрегата, если стандартные
поршневые кольца будут заме-
нены на «хайтековые»? Увы, дать
на него ответ не представляется
возможным и не потому, что
стоимость сверхтонких колец
неизвестна. Отнюдь, ее можно
достаточно легко просчитать.
А дело в том, что для внедре-
ния в мотор тонких поршне-
вых колец необходимо также
модернизировать сам поршень,
в канавки которого эти кольца
будут устанавливаться. При-
чем канавки обязаны иметь
строго определенные размеры,
гарантирующие подвижность
колец в строго рассчитанных
допусках. А теперь представьте,
насколько точным должен быть
станок, на котором выполняется
данная механическая операция,
и сколько будет стоить резец? А
если ко всему прочему область
канавки по технологии должна
быть усиленной, например,
лазерным методом (локальной
плавки) легирования сплава?
Представляете, в какие деньги
выльется производство такого
поршня?
Идем дальше. Помимо сни-
жения трения, тонкие коль-
ца, вследствие малой массы,
обладают также и небольшой
инерцией, что крайне важно для
высокооборотистых моторов,
но не критично для большин-
ства гражданских двигателей.
Стоит ли говорить, что чем
тоньше кольцо и уже канавка,
в которой оно сидит, тем выше
вероятность того, что при за-
правке машины топливом несо-
ответствующего качества, а так-
же применению масел с более
низким, чем требуется, классом
произойдет залегание колец со
А втоном поненты ' М ай 2013
5 5
предыдущая страница 56 Автокомпоненты 2013 5 читать онлайн следующая страница 58 Автокомпоненты 2013 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст