Ры нок компонентов
Э ф ф е к т и в н ы й
т е п л о о б м е н
Охшждение двигателя - важ-
нейший процесс, без которого
невозможно исправное функцио-
нирование агрегата в соответ-
ствии с заводскими настройками
и заявленными производителем
характеристиками. А ключевым
компонентом системы охлажде-
ния, отвечающим за рассеивание
избыточного тепла, является
радиатор, или если говорить
более корректно с точки зрения
технической терминологии -
теплообменник.
Э дуард С т о л я р о в
Ф о т о к о м п а н и и 1\Нв8еП5
У специалистов вряд ли
когда-либо возникал вопрос,
зачем необходимо охлаждение
двигателя. Температура сгора-
ния более 2500 градусов, трение
движущихся частей в нагретом
двигателе - ответ, в принципе,
очевиден. В общем виде функ-
ционал системы охлаждения
можно представить так:
• Передача тепла от двигателя
на охлаждающую жидкость си-
стемы и ее отводов внутри блоков
и головок цилиндров и т.п.
• Передача тепла от охлажда-
ющей жидкости на окружаю-
щий воздух через теплообмен-
ник - радиатор охлаждения.
• Поддержание насосом по-
тока охлаждающей жидкости,
чтобы обеспечить при всех
обстоятельствах необходимый
ток жидкости и воздуха внутри
системы охлаждения.
• Управление температурой
охлаждающей жидкости -
во-первых, наибыстрейший
возврат температуры двигателя
к оптимальной температуре;
во-вторых, контроль выхлопных
газов в силу более эффектив-
ного управления температурой
жидкости охлаждения и поддер-
жания температуры двигателя в
оптимальных пределах.
• Удаление пузырьков газа в
контуре дегазации (поддержание
оптимальных условий тепло-
4 2
Автокомпоненты ' Май 2013
передачи посредством охлаж-
дающей жидкости - отсутствие
газа или скопления паров).
• Теплоперенос на сердцевину
нагревателя для обеспечения
комфорта пассажиров - обогрев
кабины.
Сбой в контроле темпера-
туры приводит к деформации
материала. Возникают утечки
в прокладках головок цилин-
дров, деформация головок,
трещины в камере сгорания,
залипание поршня (слишком
низкая вязкость масла), рас-
пад масел, ускоренный износ
деталей двигателя. Проявляются
аномалии в процессе сгорания -
преждевременное зажигание.
Из-за перегрева поршень рас-
ширяется, поршневое кольцо
сужается (поскольку стенки ци-
линдра не расширяются), в ито-
ге прерывание в смазке и закли-
нивание поршня. Кроме того,
может возникнуть электролиз,
приводящий к повреждению
алюминиевого цилиндра. Его
причина паразитные токи, про-
ходящие через охлаждающую
жидкость. Электроток пытается
найти кратчайший путь, а по-
сторонние частицы в жидко-
сти зачастую образуют путь
наименьшего сопротивления,
по которому он может пройти.
Зачастую это вызывается пло-
хим заземлением аксессуаров
двигателя. Отсутствие шины за-
земления двигателя или транс-
миссии также может привести
к электризации охлаждающей
жидкости. Износ и повреждение
прокладки головки блока к тому
же приводит к смешению масла
и охлаждающей жидкости.
Но помимо недопущения
явных более или менее крити-
ческих инцидентов с двигателем
и его компонентами, эффек-
тивность системы охлаждения
и главным образом работы
радиатора напрямую связана с
экономичностью транспортного
средства. Судите сами. Несмо-
тря на значительные улучше-
ния конструкции бензиновых
двигателей, они по-прежнему
недостаточно эффективны в
преобразовании химической
энергии в механическую мощ-
ность. Основная часть энергии
бензинового топлива (наверное,
70 %) преобразуется в тепловую,
которая должна быть поглощена
системой охлаждения. Только
представьте - энергии, рассеи-
ваемой системой охлаждения
автомобиля, двигающегося по
скоростной автодороге, хватило
бы для обогрева двух домов
среднего размера.
Более детальный анализ по-
требления горючего в совре-
менных автомобилях выявляет
объемы потерь - одна треть
мощности рассеивается при те-
плообмене. Это значит, что из 10
израсходованных литров топли-
ва 3 л идет на рассеивание тепла
радиатором (к сведению: 0,5-1 л
«потребляется» разнообразным
дополнительным оборудовани-
ем, 3-3,5 л - улетает в пустоту
выхлопом и лишь 2-3 л
непосредственно отвечает за
передачу мощности на транс-
миссию). Поэтому если не под-
держивать систему охлаждения
в хорошем рабочем состоянии,
потребление горючего значи-
тельно (именно значительно,
а не на ничтожные 100-150 г
как, например, от постоянного
включения ближнего света)
возрастет. Аналогично систе-
ма, не отвечающая стандартам
спецификаций изготовителя,
также отрицательно влияет на
потребление горючего. То есть
экономия на радиаторе одно-
значно приводит к возрастанию
затрат на покупку топлива. На-
пример, блокировка термостата
в положении «открыт» увеличи-
вает его потребление на 2-3 л на
100 км.
В системе охлаждения цир-
куляция жидкости осущест-
вляется по трубкам и каналам
двигателя. При проходе через
нагретые области двигателя
жидкость абсорбирует тепло,
охлаждая двигатель. На выходе
жидкость подается на теплооб-
менник, или радиатор, кото-
рый передает тепло жидкости
воздуху, продуваемому через
обменник. Увеличение термиче-
ской эффективности двигателя
возможно при увеличении его
рабочей температуры - опти-
мальное предлагаемое значение
предыдущая страница 43 Автокомпоненты 2013 5 читать онлайн следующая страница 45 Автокомпоненты 2013 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст