Ры нок компонентов
А это тот самый выжимной подшипнин, который сточил
ламели нажимного диска («корзины»). Заметьте, что его
нонтантная поверхность хоть и имеет характерные для
перегрева цвета побежалости, но сохранила свои геометри-
ческие размеры. Это говорит о том, что примененная при
изготовлении узла сталь была высоного начества.
Даже после пробега в 100 0 0 0 нм подшипнин не
имеет большого люфта, о чем красноречиво гово-
рит равномерный зазор между нажимной частью и
внешним норпусом. Расчетный ресурс данного узла
составляет нак минимум 150 0 00 нм.
Обратите внимание на то, что из-
нос фрикционных нанладок равно-
мерный, а лепестковые пружины
ведомого диска сохранили свою
геометрию и эффективно гасят
ударные нагрузни.
кладках могут быть выполнены
с недостаточным заглублени-
ем. В итоге при применении
заклепки нормальной длины
ее головка будет достаточно
близко располагаться к рабочей
поверхности и рано или поздно
вступит в контакт с нажимной
плитой корзины сцепления или
поверхностью маховика. И тут
уже материал, из которого изго-
товлены заклепки, будет играть
ключевую роль. Мягкий медный
сплав или алюминий - сотрутся,
а сталь начнет царапать ответ-
ную часть (плиту или маховик)
узла. Кстати, большое значение
имеет и то, из какого материа-
ла изготавливаются лепестки
ведомого диска, к которым
приклепываются фрикционные
накладки, и какая у них перво-
начальная геометрия. Так, ряд
механиков сервисных станций
настоятельно рекомендует, пре-
жде, чем приобрести комплект
сцепления или отдельно ведо-
мый диск, посмотреть на него с
торца. Невооруженным глазом
заметно (смотри приведенную
в статье иллюстрацию), что
лепестки не просто разделяют
накладки между собой, но и
являются дополнительным
демпфером - листовой пружи-
ной. Такая срабатывает (частич-
но гасится энергия удара) при
смыкании частей сцепления.
Заметим, что только наличие в
2 4
Автокомпоненты ' Май 2013
узле всех приведенных выше
особенностей гарантирует то,
что узел отработает заложенный
в него конструктором ресурс.
А каков он, этот ресурс? Увы,
точных цифр вам никто не
предоставит, и не потому, что
их нет. Дело в том, что ресурс
сцепления, а в большинстве
случаев его задает ведомый диск
с истираемыми накладками -
фрикционами, зависит от стиля
вождения, практикуемого шо-
фером. Так, у аккуратного води-
теля сцепление прослужит 100
и более тысяч километров, в то
время как у лихача или новичка,
только окончившего автошколу,
не протянет и 30 000 км.
Сжечь накладки можно также
и при буксировке тяжелого
прицепа, масса которого превы-
шает максимально допустимую
инструкцией по эксплуатации
автомобиля. «Прикончит»
фрикционы и пробуксовка сце-
пления, вызванная буксировкой
другого автомобиля, особенно
если машины движутся в горку,
имеющую большой уклон.
Значительно повысить ресурс
сцепления помогают агрегаты,
имеющие механизм авторегули-
ровки. Такие уже давно и успеш-
но применяются на большом
количестве микроавтобусов
европейского производства.
Идея данной опции - постоян-
ный подвод нажимного диска к
изнашиваемому диску сцепле-
ния в автоматическом режиме.
Поскольку накладки постоянно
изнашиваются, и зазор ста-
новится все больше и больше,
то его необходимо постоянно
регулировать. Данный процесс
осуществляется проскальзы-
вающим в зазор специальным
кольцом. При этом нажимная
плита корзины по мере надоб-
ности подводится к ведомому
диску, при этом кинематика
системы сцепления сохраняет-
ся. Для водителя это означает,
что он не почувствует никаких
изменений в работе узла по
сравнению с тем, как он первый
раз сел за руль нового автомо-
биля. То есть педаль сцепления
останется столь же «мягкой», с
первоначальной «высотой схва-
тывания» (моментом передачи
крутящего момента). Причем
все эти настройки сохранятся
до самого конца срока службы
диска сцепления, то есть его
полного износа, до начала про-
буксовки. Поскольку система
автоматически осуществляет
корректировку зазора, то срок
службы ведомого диска суще-
ственно возрастает. Насколько
существенно? Как показывает
практика и опыт эксплуатации
современных машин, оборудо-
ванных сцеплением с автома-
тической регулировкой зазора,
при прочих равных условиях
ресурс узла вырастает в полтора
раза. В цифрах увеличение про-
бега выглядит следующим об-
разом - если ресурс сцепления
без механизма корректировки
зазора составляет 150 000 км, то
с устройством подвода 220-
250 тысяч километров. Как
видим, разница в эксплуата-
ции машины с традиционным
механическим сцеплением и
агрегатом, имеющим механизм
авторегулировки, более чем раз-
ительна. Разумеется за сцепле-
ние, имеющее такую полезную
опцию, придется заплатить
дороже, чем за традиционное, но
не будем забывать, что данные
затраты компенсируются не про-
сто увеличением срока службы
агрегата, что само по себе с
лихвой «отбивает» первоначаль-
ные вложения, но и позволяет
получить экономию на услугах
сервиса. Чем реже меняется
сцепление - тем, соответственно,
реже нужно за данную операцию
платить. Кроме того, если брать
в расчет сегмент коммерческих
перевозок, например маши-
ны, работающие в такси, то
чем меньше техника проводит
времени в ремонтной зоне, тем
большую прибыль она приносит
своему владельцу. В итоге рачи-
тельный хозяин, идущий в ногу
со временем, всегда останется в
выигрыше по сравнению с тем,
что живет по старинке.
предыдущая страница 25 Автокомпоненты 2013 5 читать онлайн следующая страница 27 Автокомпоненты 2013 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст