Рынок компонентов
было, ключевые именно для
современных автомобильных
подушек безопасности даты
мы все-таки можем назвать с
достаточной степенью точно-
сти. В 1953 г. Вальтер Линдерер
получил патент на подушку
безопасности - «складной раз-
вертываемый мешок, надувае-
мый в случае опасности». Затем
в середине 60-х гг. Аллен Брид
изобрел шариковый сенсор -
датчик позволяющий отследить
резкое изменение скорости и
тем самым определить стол-
кновение. Без этого элемента
надлежащее функционирование
системы было бы невозможно в
принципе.
Начало 70-х гг. ознаменова-
лось бурными экспериментами
с подушками безопасности, в
которых участвовали гиганты
американской автоиндустрии:
Ford, Chrysler и GM. Но лишь в
1980 г. появился первый серий-
ный автомобиль с SRS и им (по
одним источникам) стал «не-
мец» Mercedes-Benz S-class. Хотя
споры по поводу первенства
здесь не утихают до сих пор. Это
опять же еще одно свидетель-
ство отсутствия единообразия в
историографии эйр-беков.
На этот же период времени
приходятся и самые ожесто-
ченные дискуссии по поводу
целесообразности SRS. Позицию
противников системы понять
можно - что уж греха таить,
но травмы и даже смертельные
случаи, в том числе и от не-
произвольного срабатывания
подушек безопасности, имеют
место быть. И тогда, и сейчас.
Другое дело, как с этим борются
производители, и как реагируют
на них разработчики. Не вникая
в подробности, скажем лишь,
что в итоге подушки все-таки
победили, и их развитие в по-
следствие пошло как по маслу:
первые подушки безопасности
для переднего пассажира в
конце 80-х гг., боковые подушки
безопасности в середине 90-х гг.,
«шторки», «занавески», «на-
коленники» и т. д. уже в новом
столетии. Сегодня в самых
современных автомобилях их
количество запросто может пре-
высить десяток.
Параллельно с количеством
растет и эффективность. По-
душки безопасности стано-
вятся все «умнее и умнее» за
счет большего числа датчиков
точнее различающих удары по
силе, характеру, направлению
и проч. Срабатывают они все
быстрее - сегодня на раскрытие
уходят миллисекунды. Содер-
жание пиропатронов, а вернее
их все-таки называть газогене-
раторами, стало куда безвреднее
для здоровья. Интегрируются и
другие инновации, но базовый
принцип действия остается не-
изменным.
SRS - это сложная система,
состоящая из трех основных
компонентов: модуля с га-
зогенератором и подушкой,
электронного блока управле-
ния и датчиков. Газогенератор
наполняет подушку газом. Он
может быть твердотопливным
или гибридным, с односту-
пенчатым и двухступенчатым
раскрытием. В качестве топлива
обычно выступает твердый азид
натрия (иногда целлюлоза),
практически половина которого
при сгорании трансформиру-
ется в чистый азот, остальное в
углекислый газ, окись углерода,
воду и твердые частицы. При
срабатывании выделяемый газ
попадает в подушку, чаще всего
изготовленную из нейлона или
полиэстра и для герметичности
покрытую слоем резины или
силикона, через особый фильтр,
не пропускающий ничего кроме
азота. Азот, как известно без-
опасен для человека, поэтому
бояться нечего. И даже ут-
кнувшись в подушку безопас-
ности самой последней модели,
которая сдувается не сразу, а
спустя определенное время
(для нейтрализации послед-
ствий возможных последующих
ударов) человек не задохнется
от удушливо-ядовитых паров.
Потом газ выходит - подушка со
своей работой справилась.
Сами подушки можно разде-
лить на три группы: объемом от
6-10 литров - для ног, 60-80 ли-
тров - для водителя и от 130 ли-
тров - для переднего пассажира.
Наполнение их происходит
через 20 мс после столкновения
предыдущая страница 46 Автокомпоненты 2013 3 читать онлайн следующая страница 48 Автокомпоненты 2013 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст