T 1
н с п л у а т а ц и я . О б о р у д о в а н и е
I
С по м о щ ью о д н и х определяю т
врем я те чения масла через ка л и -
б р о ванны е о тве р сти я п р и 100°С
и 40°С. Н и зко те м п е р а тур н ы е
свойства исследую т на д р уго м
пр и б о р е - и м и та то р е хо л о д н о го
п уска (д иапазон о т - 5 до -3 5 °С
по зво л яе т сделать вы вод ы о
р а б о то сп о со б н о сти масла в
б о л ьш и нстве кл и м а ти ч е с ки х
по ясов). Д л я э то го на стенде и з -
м еряю т усилие о тн о си те л ь н о го
сдвига см а за н но го р о то р а и п о -
д о гн а н н о го к не м у с за д анны м
зазо р о м статора.
В а ж н е й ш и м этаном те с ти р о -
ва н и я масла является определе-
ние его в я зко с ти п р и вы со ко й
тем пературе и в ы со ко й с ко р о -
сти сдвига. Ч то б ы в ы п о л н и ть
э го изм ерение, н у ж е н в и с ко -
зи м е тр тр е тье го ти па . М ето д
определения - вращ ение ротора
в статоре п р и р а зл и ч н о й тем пе-
ратуре (до 150°С).
П ол ученны е циф ры дем он-
стр и р ую т спо со б но сть см а зо чн о -
го материала защ ищ ать вы соко
н а гр уж е н н ы е элементы, которы е
м о гу т бы ть серьезно повреж дены
п р и разры ве м асляной пл енки.
Э ти ж е и сп ы та н и я являю тся
та кж е и н д и ка то р о м энергосбере-
га ю щ и х свойств масла.
А н а л и ти ч е с ки е исследования
на чи на ю тся на о п т и ко -э м и с с и -
о н н о м спе ктр о м е тр е с и н д у к -
ти в н о связа нн о й пл азм ой. Э то т
вид тестов по звол яет опреде-
л и ть ко н ц е н тр а ц и ю х и м и ч е с ки х
элем ентов п р и са д о к и п р о д у к -
тов изно са в масле. П ервое не-
о б ход и м о для ко н тр о л я качества
на этапе р а зр а б о тки и п р о и з -
водства масла, а второе - для
определения сод ерж ания м етал-
ла в образце масла, в зя то го из
двигателя. Э то т м етод наиболее
универсален, та к к а к по звол яет
определить п р и с у тс тв и е л ю б ы х
атом ов и и о н о в в исследуемом
образце масла.
Газовая хром а то гр а ф ия - еще
о д и н из в а ж н е й ш и х тестов ана-
л и ти ч е с ко й гр у п п ы . Э то т м етод
с по м о щ ью разделения масла на
составны е части позволяет, н а -
пр им ер, определить на л ичие и
ко л и че ство д изел ьно го то пл и ва
в масле, ч то само п о себе го в о -
р и т о не пр а в и л ьн о й работе ф ор-
с у н о к. Газовая хром атограф ия
дает в о зм о ж н о с ть определить
р а зл ичн ы е смеси базовы х масел
(м и н е р а л ь н ы х и си н те ти ч е с ки х )
в пр ед о ста вл е н ны х образцах.
С ка н и р у ю щ и й э л е ктр о н н ы й
м и к р о с к о п - еще о д и н вид о б о -
р уд о ва ни я для а н а л и ти ч е с ки х
исследований - вы по л няе т н е -
с ко л ь ко и н ы е задачи. С его п о -
м о щ ью м о ж н о пр о ве сти анализ
по ве р хн о сте й тр е н и я , образцов
о тл о ж е н и й и ча сти ч е к п р и м е -
сей, о б н а р у ж е н н ы х в масле.
П ол ученны е циф ры р а сска ж ут
о масле очень м ногое, но все-
та ки не по звол ят о тве тить на все
вопросы , связанны е с его н е п о -
средственной эксплуатацией.
Э ксп л уа та ц и о н н ы е ха р а кте -
р и с т и ки п р о д у кт о в определяю т
в д р у ги х л а б о р а то р и ях центра
- на сте нд овы х и м о то р н ы х и с-
п ы та н и я х , а та кж е на и с п ы та -
н и я х в кл и м а ти ч е ско й кам ере и
на м о щ н о с тн о м стенде. В сего в
этом ц и кл е в ы п о л н я ю т 25 видов
ста н д а р тн ы х и э кс кл ю з и в н ы х
и с п ы та н и й .
Д ля то ч н о го определения ра-
б о ч и х ха р а кте р и сти к п р о д укто в
м отор ны е и спы та н и я зам енить
нечем. О н и вы по л няю тся с и с -
пользованием те стовы х д в и га -
телей - определенны м образом
по д го то вл е нны х реальны х м о то -
ров, на ко то р ы х будет экспл уа-
тироваться испы туем ое масло.
В центре пр овод ят м оторны е
и спы та н и я двигателей л е гко -
вы х автом обилей, гр у зо в и ко в и
м о то ц икл о в. Тестовые двигатели
устанавливаю т на специальны х
стендах, котор ы е даю т в о зм о ж -
но сть п р и л о ж и ть требуем ы й
м ом ент сопроти вл е ния к валу
м отора. С тенды исследова-
тельского центра по звол яю т
и м и ти р о в а ть различны е р е ж и м ы
д виж е ни я, та ки е к а к « ко р о тки е
поездки», «скоростное шоссе» и
даже «гоночная трасса». В а ж н е й -
ш и м пр е им ущ еством стендовы х
и с п ы та н и й в П энб орне считаю т
то т ф акт, что м о щ н о стн о й стенд
установлен в н у тр и кл и м а ти че -
ско й кам еры , что позволяет см о-
делировать реальные эксплуата-
ц и о н н ы е условия и определять
по ка за ни я то п л и в н о й э ко н о м и ч -
н о сти и уровень вы бросов, что
позволяет продем онстрировать
эф ф ективность работы масел в
условиях н и зко й тем пературы .
В ряде случаев одноврем енно с
маслом м о ж е т тестироваться и
то пл и во.
П о с ко л ь ку целью и сп ы та н и й
является проверка экспл уа та ц и -
о н н ы х х а р а кте р и сти к масла, то
свойства тестовы х двигателей
по во зм о ж н о сти д о л ж ны бы ть
и д е нтичны . П о это м у состояние
по верхности ц и л и н д р о п о р ш н е -
вой гр у п п ы , м ом ентов за тя ж ки
болтов, качества упл о тне ни я, ти п
пр о кл а д о к, а та кж е баланс вра-
щ аю щ ихся частей д о л ж н ы тщ а-
тельно контрол ир оваться. Кром е
то го , ко н тр о л и р ую тся вл аж ность
в пом ещ ении, ха р а кте р и сти ки
топл ива, работа систем ы у п р а в -
ления, время работы и простоя,
а та кж е интервалы и м етодика
отбора образцов.
В а ж н е й ш и м элем ентом эти х
и с п ы т а н и й стал те ст на и зно с
распределительного вала д в и га -
теля N issan K A 2 4 i. С н е ко то р ы х
п о р а вто пр о и зво д ите л и сч и та ю т
э то т тест ста нд а р тны м , п о э то -
м у он лег в о сн о ву и с п ы та н и й
п р а кт и ч е с ки всех м о то р н ы х
масел для л е гко в о го д ви га те -
ля. Э то очень п е р с п е кти в н ы й
Автокомпоненты' Декабрь 2013
7 5
предыдущая страница 80 Автокомпоненты 2013 2 читать онлайн следующая страница 82 Автокомпоненты 2013 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст