Р ы н о к к о м п о н е н т о в
Благородные металлы в свечах
О сно вны м материалом для
электродов свечей бы ли и
остаю тся до сих по р никелевые
сплавы. Э то п о чти идеальный
материал для электродов свечей.
«П очти» означает о гр а ни че н-
н ую стойкость, ко то р ую (тем не
менее) со времени использования
первы х свечей удалось увеличить
в ты сячи раз. И з-за эро зио н но го
износа поверхности геом етрия
и скр о во го пр о м е ж утка со време-
нем искажается. И , когда параме-
тр ы свечи вы ходят из д о пусти м о -
го интервала, свечу приходится
менять. 11овысить ресурс м о ж н о
разл ичны м и путям и , например,
увеличив диаметр центрального
электрода. Н о п р и этом ухуд ш а-
ю тся условия искрообразования,
а напряж ение пробоя приходится
увеличивать. (С то ч ки зрения
теории чем меньш е диаметр
электрода, тем лучш е.) П оэтом у
здесь неизбежен ком пром исс.
11риемлемый ср о к служ бы свечей
с никелевы м и электродами д о сти -
гается пр и диаметре централь-
но го электрода около 2,5 мм.
11араметры искрообразования у
та ко го электрода то ж е долгое вре-
мя устраивали двигателестроите-
лей (да и продолж аю т устраивать
сейчас для больш инства двигате-
лей автомобилей, находящ ихся в
эксплуатации). Н о затем условия
и гр ы стали меняться.
В о-первы х, производ ителям
д о р о ги х м отор ов очень захоте-
лось уве л ичи ть период м еж ду
пл ановы м и Т О . Значит, ресурс
свечей н у ж н о подним ать.
В о-вторы х, законодатели стали
п о сто я н н о уж е сточать требова-
н и я к расходу то пл ива и то кс и ч -
н о сти двигателей. Э то привело к
том у, ч то свечам пр иход и тся вос-
плам енять очень «бедные» смеси,
находящ иеся иод больш им
давлением. О б ы чн ы е свечи стали
справляться с эти м все хуж е.
В -тр е ть и х , и спо л ьзо ва н и е
газа вм есто б е н зи на п о тр е б о в а -
ло и с п о л ь зо в а н и я со в е р ш е н но
д р у ги х свечей.
И , в-четверты х, встречаю тся
не б л агоприятны е условия э кс -
пл уатации, с ко то р ы м и тр а д и ц и -
онны е свечи не справляю тся.
С а м ы м и тя ж е л ы м и для
свечей с ч и т а ю т не м о р о зы
З апол ярья, а часты е п у с к и
н е п р о гр е то го д вигате л я п р и
те м п е р а тур е о ко л о -1 0 °С. (С ве -
ча не успевает са м о о чищ а ться,
на гар на ко н усе ц е н тр а л ь н о го
эл ектрод а б ы с тр о растет, в ы в о -
дя св е чу и з с тр о я .) Н а Западе
та ко й р е ж и м н а зы в а ю т « р е ж и м
д в и ж е н и я у ч а с тко в о го д о кто р а »
и л и р е ж и м « тр о нул ся - о ста -
новился»: ко р о т ки е переезды
(в о врем я ко т о р ы х двигатель
еще не успевает п р о гр е ть с я ) и
дл ител ьны е п р о с то и (в о врем я
к о т о р ы х д вига те л ь у ж е успевает
о с ты ть ).
материалов. И р и д и й позволяет
сделать сам ы й т о н к и й (до 0,4 м м )
электрод, ч то дает в о зм о ж н о сть
м аксим ал ьно с н и зи ть н а п р я -
ж е ние пр об оя и одноврем енно
у л уч ш и ть распределение ф ронта
го р е ни я в камере сгорания.
О д на ко цена иридиевой свечи
пр им е р но в пя ть раз вы ш е, чем
стандартной. К стати, на Западе
иридиевы е свечи по чем у-то
б ы ваю т дорож е, чем у нас.
П л атиновы е электроды о б -
ладаю т н и зки м эл е ктр и че ски м
сопротивлением , благодаря чем у
и с кр о в о й п р о м е ж у то к м о ж н о
сделать больш е, не увеличивая
н а гр у зку на систем у за ж и га н и я .
Новые требования ускорили
поиск более подходящего матери-
ала. Вообще- го этот поиск никогда
не прекращался с самого момента
рождения свечи, просто никелевый
сплав устраивал автомобилестро-
ителей довольно долго. Самыми
сто йким и к электроискровой
эрозии оказались сплавы на основе
редких и благородных металлов:
платины, иридия, серебра, титана,
и ттр и я .
.. Каждая фирма - произ-
водитель свечей использует тот или
иной сплав, исходя из эконом иче-
ских, технологических, патентных
и ины х возможностей.
И р и д и й п р и м е н я ю т потом у,
ч то тем пература плавления
это го металла 2450°С, а сто й -
ко с ть к эл е ктр о и скр о во й эрозии
- самая вы сокая из д о с ту п н ы х
Э лектроды из н и ке л ь -и тгр и -
евого сплава обладаю т вы сокой
п р о чн о сть ю и с то й ко сть ю к
ко р р о зи и , никел ь-титановы е
электроды к то м у ж е обладаю т
по вы ш е нн о й ж а р о сто й ко сть ю .
С еребро - идеальны й п р о в о -
д н и к тепла, по это м у оно м ож ет
бы ть использовано для увели-
чения теплоотвода через свечу
вместо меди.
С ущ ествует несколько техниче-
с ки х реш ений прим енения благо-
род ны х металлов. Н априм ер:
• Т о н ки й и рид и евы й на ко н е ч-
н и к приварен лазерной сваркой
к ц ентрал ьно м у электроду.
• П латиновая пл а сти нка (ч и п ),
приваренная к ц ентрал ьно м у
электроду.
• С очетание иридиевого на-
ко н е ч н и ка или пл а ти но во го чипа
на центральном электроде и
пл а ти но во го ч и п а на боковом .
• Ц е н тр а л ьн ы й и б оковой
электроды вы полнены из н и -
ке л ь-иттр и е во го сплава.
• Н и ке л ь -тп та н о в ы й б о ко во й
электрод в сочета нии с п л а ти н о -
вы м ц е н тр а л ьн ы м .
..
И та к, электроды для свечей
из благородны х металлов бы ли
пр и д ум а н ы для осущ ествления
100% на д еж но го и скр о о б р а зо -
вания в течение длительного
врем ени п р и не б л а го пр и ятны х
условиях, где борьба идет за к а ж -
ды й п р о п у щ е н н ы й разряд (даже
один на м ил л и о н), п о то м у что не
сгоревш ая смесь ведет к потере
м о щ но сти и р о с ту то кси ч н о сти .
С вечи с электродам и из благо-
р о д н ы х м еталлов и спол ьзую т
для м отор ов, где нет д ругой
альтернативы (наприм ер, м о то -
ры стандартов Е вро-5 и 6 или
двигатели, работаю щ ие на газе).
И х р еком енд ую т для о б ы ч н ы х
м оторов, что б ы б ороться с т а к и -
м и проблем ам и, к а к образование
нагара, неустойчивая работа
на холостом ходу, неуверенны е
холодны е п у с ки или п р о п у с ки
восплам енения на н е ко то р ы х
реж им ах, ведущ ие к потере
м о щ но сти. Если н и в чем та ко м
двигатель автом обиля не заме-
чен, то пусть продолж ает ездить
на «стандарте». Н о если какая-
то из пе речисл енны х проблем
пр исутствует, то н у ж н о сначала
убедиться, что виноваты свечи
(без гл уб о ко й д и а гн о с ти ки здесь
не об ой ти сь), вы лечить найден-
ны е б о л я чки и, то л ько если это
не пом огло, м енять свечи.
К р о м е то го , свечи и з благород-
н ы х металлов для сн и ж е н и я
сто им о сти Т О м о гу т бы ть
реком ендованы для тех автом о-
билей, где м о н та ж и дем онтаж
свечей из-за особ енности
ко м п о н о в ки по д ка п о тн о го
пр остранства ил и ко н с т р у кц и и
двигателя сил ьно затруднены и
требую т, в свою очередь, снятия
и последую щ ей уста н о в ки ряда
д р у ги х деталей. Д о л го ж и вущ и е
свечи по звол ят реж е вы по л нять
э ту д о р о го сто ящ ую операцию . ■
А в то ко м п о н е н ты ' Д е ка б р ь 2013
2 3
предыдущая страница 27 Автокомпоненты 2013 2 читать онлайн следующая страница 29 Автокомпоненты 2013 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст