Рынок компонентов
Для производства крупнога-
баритных деталей размером до
1500x2000 мм и более или дета-
лей массой до 20 кг использует-
ся полиамид, перерабатываемый
ШМ-технологией (реакционно-
литьевое формование). Исход-
ным сырьем является капро-
лактам (до 70 %), к которому
добавляют активатор, катализа-
тор и другие добавки. В качестве
готовых изделий можно назвать:
в автомобилестроении - под-
крылки для автомобилей, бам-
перы, сиденья, топливные баки,
решетки радиатора и т. д.; в
сельскохозяйственном машино-
строении - валки для кормоубо-
рочных комбайнов, крыльчатки;
в машиностроении - корпусные
детали.
Огромным потенциалом
использования в качестве
альтернативы металлу обладают
высоконаполненные полиами-
ды при производстве деталей,
находящихся под капотом
автомобиля. Из них можно
производить крышки головки
блока цилиндров, контейнеры
для трансмиссионного масла,
емкости для моторного масла,
входные коллектора, поддоны
3. Производство шин.
Волокно на основе одной из
производных полиамида-6 весь-
ма успешно используется произ-
водителями кордной ткани при
выпуске текстильного армиру-
ющего материала для покрышек
пневматических шин. Подобные
шины имеют самый широкий
спектр применения: легко-
коммерческий и общественный
транспорт, сельскохозяйствен-
ные машины, а также шасси
авиационной техники.
Кордная ткань из полиа-
мидных нитей превосходит
традиционную ткань по таким
критериям, как прочность,
термостабилизированность
(сохранение прочности при
высоких температурах) и не-
которым другим показателям.
Ее применение существенно
увеличивает грузоподъемность,
скорость, надежность и безопас-
ность техники, при этом масса
шин снижается.
В силу своих физико-механи-
Таблица I. Основные свойства полиамидов и стеклонаполненных
(НС) материалов на их основе
Свойства
ПА-6
ПА-66
ПА-610
ПА-12
ПА-6НС
ПА-610НС
ПА-66НС
Плотность кг/м3
1130
1140
1100
1020
1350
1350
1300
Предел рабочих температур, °С:
- верхний
80-105
80-100
80-100
70-80
80-100
100-110
100-110
- нижний
-20
-30
-40
-60
-40
-50
-50
Температура плавления, °С
215
260
220
177-182
207-211
230
250
Разрушающее напряжение, МПа
-при растяжении
66-80
80-100
50-58
40-50
120-150
120-140
160-250
- при изгибе
90-100
100-120
80-90
44-60
-
-
-
- при сжатии
85-100
100-120
70-90
60-66
-
-
-
Относительное удлинение
при разрыве, %
80-150
80-100
100-150
а
2-5
2-4
Ударная вязкость кДж/мг
100-120
90-95
80-125
35-55
20-30
Твердость по Бринеллю, МПа
150
100
120
75-87
130-150
150-250
110-180
Теплостойкость по Мартенсу, °С
55
75
60
50
80
100-140
110-140
Морозостойкость, °С
-30
-30
-50
Водопоглощение за 24 часа, %
3,5
7-8
до 4
-
-
-
Коэффициент трения по стали
0,14
0,15
0,4
Диэлектрическая проницаемость при
106 Гц
3,6
4
4,5
4,0
Тангенс угла диэлектрических потерь
при 106 Гц
0,03
0,02
0,04
0,04
Источник: техническая литература.
ческих качеств кордная ткань
из полиамида-6 служит гораздо
дольше обычной, а потому по-
зволяет экономить на затратах
на комплектующие, что и объяс-
няет быстро растущую попу-
лярность относительно нового
материала в шинной отрасли.
4. Вторичный рынок.
Полиамидные изделия весьма
популярны на вторичном рынке
автозапчастей. Пластмассовые
детали для авторемонтных
предприятий изготовляют, как
правило, из так называемого
вторичного капрона, т. е. отхо-
дов производства промышлен-
ных предприятий.
Полиамидную массу исполь-
зуют при ремонте декоративных
и конструкционных деталей
автомобилей. Номенклатура
производимых деталей весьма
обширна, в их числе крестовины
кардана, втулки рессор, шквор-
ни поворотной цапфы, а также
шестерни привода спидометра,
масленки подшипника вы-
ключения сцепления,рукоятки
рычага переключения передач,
кнопки сигнала, сливные крани-
ки, и др. Себестоимость капро-
новых деталей в несколько раз
ниже по сравнению с отпускной
ценой металлических деталей,
изготовленных в условиях мас-
сового производства.
Все более широкое примене-
ние получают металлопласты -
металл с нанесенным пластмас-
совым (в т. ч. полиамидным)
декоративным или защитным
покрытием. Полимерная пленка
создает надежную антикор-
розионную защиту стальных
изделий. Металлопласт в 7-10
раз дешевле коррозионностой-
кой стали и в 10 раз долговечнее
обычной стали. Металлопласт
допускает перепад температур
от +80 °С до -50 °С. Замена тех-
нологической операции хроми-
рования операцией нанесения
покрытия при ремонте таких
деталей, как стойки, поручни,
дужки сидений, буфер автобу-
са, в условиях авторемонтного
завода дает снижение затрат
почти в 5 раз, не ухудшая внеш-
него вида деталей и надежности
покрытия против коррозии.
Кроме преимуществ, связан-
ных с физико-химическими
свойствами полиамидов в гото-
вых изделиях, важное значение
имеет экономический эффект,
получаемый в технологиче-
ском процессе их переработки.
Использование полиамидов,
кроме уменьшения весовых
характеристик автомобиля, по-
зволяет добиться превосходного
качества поверхности, а также,
за счет снижения температуры
переработки, сократить время
производственного цикла на
15-30 %, что, в свою очередь, сни-
жает себестоимость изделия.
Литье стеклонаполненного
материала производится при
давлении на 40 % ниже давле-
ния, требуемого при произ-
водстве стандартных марок
полиамида-6. Это способствует
снижению износа пресс-форм
и сокращению затрат на их
техническое обслуживание и
ремонт. Кроме того, появляет-
ся возможность делать более
тонкие стенки и точнее воспро-
А втоком поненты ■
Ф ев р ал ь 2013
7
предыдущая страница 8 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн следующая страница 10 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст