Для затяжки резьбовых соединений требуемым мо-
ментом применяют динамометрические ключи. Какие
они бывают, по какому принципу работают, как их
правильно эксплуатировать и что важно знать, делая
профилактическое обслуживание данного вида ручного
инструмента? Этой статьей открываем серию публи-
каций, посвященную оборудованию сервисных станций и
мастерских.
О дин
м о м е н т!
Денис Миронов
Фото Андрея Шилова
Без динамометрического
ключа невозможно качественно
отремонтировать такие важные
агрегаты автомобиля, как
двигатель, коробка передач,
раздаточная коробка, ведущий
мост. Строго определенного
момента затяжки резьбовых
соединений требуют в процессе
переборки и агрегаты рулевого
управления, и узлы тормозной
системы при монтаже. Даже,
казалось бы, такая «простая»
операция, как закручивание
гайки штуцера трубопровода
требует осторожности в
приложении крутящего момента.
Дело в том, что большинство
трубок гидравлических систем
имеют на своих концах разваль-
цовку. Так вот, если при закручи-
вании гайки штуцера приложить
усилие большее, чем требуется,
то произойдет чрезмерная
деформация «бобышки», что
может привести к нарушению
герметичности соединения и
течи тормозной (гидравличе-
ской) жидкости из контура.
Через неплотности в систему
(при отсутствии в ней повышен-
ного давления) может приникать
воздух. А это уже чревато
ухудшением эффективности
функционирования тормозной
системы или вовсе отказом
тормозов. Кроме того, если речь
идет о креплении тормозных
шлангов к суппортам, которые
отливаются из алюминиевого
сплава, то при приложении
большего, чем требуется,
момента не исключена и
деформация внутренней резьбы,
нарезанной непосредственно в
корпусе суппорта. А если витки
резьбы «поплывут», то затянуть
соединение моментом, обеспечи-
вающим его герметичность, уже
будет невозможно. Все дальней-
шие ремонтные операции,
связанные с правкой резьбы,
нарезанием новой на большем
диаметре или использованием
специальных анаэробных
составов (герметиков), как
правило, результат дают не в 100 %
случаев, и автовладелец «попада-
ет» на дополнительные расходы.
Стоимость же, скажем, переднего
тормозного суппорта импортно-
го производства составляет как
минимум 100 евро (на автомо-
биль бюджетного класса). Если
брать машину среднего или
премиального сегмента, то
стоимость запасной части может
легко перевалить и за 250-350
евро. Про компоненты, которые
используют известные тюнинго-
вые ателье, и вовсе не упоминаем.
Комплект модернизированных
узлов для автомобиля премиум
класса, изготовленный придвор-
ным «тюнингером», может
составлять и 10 % от цены всего
автомобиля. Итак, как мы уже
упомянули выше, с точки зрения
автокомпонентов их надежность
и ресурс сильно зависят от
грамотного монтажа, и об этом
журнал «Автокомпоненты»
рассказывал на своих страницах
уже не раз. Выходит, что
инструмент и в частности
динамометрические ключи, о
которых пойдет речь, и являются
одной из составляющих,
обеспечивающих безопасность
эксплуатации транспортных
средств и гарантирующих то, что
запасные части, использованные
отработают заложенный
конструкторами и технологами
ресурс. Осталось грамотно
выбрать самый главный ключ в
мастерской. Начнем с простых и
доступных по стоимости
66
А втоком поненты ■
Ф ев р ал ь 2013
предыдущая страница 67 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн следующая страница 69 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст