Автомобильные ансессуары
Антифриз.
О х л а ж д а т ь ,
н е з а к и п а я
Константин Занурдаев
По
статистике
более
20
%
всех неисправностей
прямое следствие его недо-
статочного
охлаждения.
Если же упомянутую причину
рассматривать в качестве
еще и косвенной
,
то указан-
ный
процент
увеличится
ровно в два раза. До трети
всей тепловой энергии
от
силового агрегата отводит
антифриз. От его правиль-
ного подбора и своевременной
замены также зависит эф-
фективность функциониро-
вания системы охлаждения в
целом.
Путь к антифризу
Вода - идеальная охлаждающая
жидкость: ее теплоемкость, а зна-
чит, способность отводить тепло,
находится вне конкуренции!
Именно поэтому в начале эры
автомобилизации для предотвра-
щения перегрева автомобильных
двигателей использовали именно
воду. Но, ка к это часто бывает,
идеал очень скоро перестал счи-
таться таковым под тяжестью соб-
ственных недостатков. Главный
из них - как только температура
воздуха опускается ниже нулевой
отметки, вода превращается в
лед, одновременно увеличиваясь
в объеме на 10 %, что гаранти-
рованно ведет к неминуемому
разрушению системы охлажде-
ния. Неудивительно, что в воду
практически сразу же стали до-
бавлять соль. Такой шаг повысил
порог ее замерзания, но усугубил
другую проблему - коррозию. Тог-
да, в 20-х годах минувш его века,
вместо соли начали использовать
глицерин. Опасность появления
коррозии, таким образом, удалось
уменьшить, но теперь охлаждаю-
52
А втоком поненты ■
Ф ев р ал ь 2013
щая жидкость обрела склонность
к загустению на морозе. Чтобы
избежать этой новой напасти,
глицерин решили разбавлять
спиртом, которы й исправил
ситуацию, но вызвал нездоровый
интерес к охлаждающей ж и дко -
сти со стороны граждан, падких
на алкоголь. В итоге было решено
не искать легких путей и призвать
на помощь всю мощь химической
промышленности. Ч то принесло
свои плоды: хим ики предложили
бороться с перегревом двигате-
лей с помощ ью этиленгликоля.
Данное синтетическое вещество
в чистом виде замерзает при
температуре -13 °С. Н о при добав-
лении воды пороговое значение
его замерзания не уменьшается,
а, напротив, увеличивается и
составляет до -70 °С при доле
этиленгликоля 2/3. В чистом виде
концентрированные антифризы
использовать нельзя, поэтому
их разбавляют водой обычно в
пропорции 1:1, что обеспечивает
температуру начала кристал-
лизации до -37 оС. В результате
стало возможным беспроблемно
эксплуатировать двигатель на
большей части планеты.
Правда, при всех своих без-
условных достоинствах, смесь
этиленгликоля с водой сама по
себе сохранила неспособность
сколько-нибудь эффективно
бороться с коррозией. Поэтому в
нее начали добавлять антикорро-
зионные присадки. Именно в та-
ком виде охлаждающая жидкость
и стала называться антифризом.
Антифриз нан он есть
Готовые к применению совре-
менные антифризы ка к м иним ум
наполовину состоят из этилен-
гликоля. Чуть меньшую долю
занимает вода, 2 -4
%
приходится
на антикоррозионны е присадки
и еще около 1 % - на краситель,
которы й, в принципе, может быть
любого оттенка. П рисадки можно
разделить на две группы .
Первая группа - неорганиче-
ские (бораты, силикаты, нитриты ,
нитраты, фосфаты). Антиф риз с
их использованием обы чно назы-
вают тосолом и классиф ицируют
как традиционный.
Вторая группа - органиче-
ские присадки. Содержащие их
антифризы классиф ицируют как
карбоксилатные (ОАТ).
Бораты - самые стойкие п р и-
садки, со временем мало утрачи-
вающие свои свойства. Но у них
есть два существенных недостат-
ка: дороговизна и коррозионное
воздействие на алюминиевые
детали, которые все чаще приме-
няются в современных силовых
агрегатах. Свойства силикатов,
напротив, недолговечны, а нитри-
ты, нитраты и фосфаты в допол-
нение к этому еще и считаются в
Европе неэкологичными.
Органические присадки, в от-
личие от неорганических, облада-
ю т более высокой способностью
сохранять свои свойства. П о-
этому срок замены антифризов с
использованием таких присадок
увеличен с двух как м иним ум до
пяти лет, а в некоторых случаях
он даже равен сроку службы
самого автомобиля. Связано это с
ины ми принципами противодей-
ствия коррозии.
Неорганические присадки,
оказываясь в двигателе, доста-
точно быстро создают на стенках
металла сплошной защ итный
слой. О н препятствует образова-
нию коррозии, но одновременно
примерно наполовину уменьшает
теплоотвод. Органические же
присадки действуют точечно,
образуя защ итный слой только
на месте возникновения коррози-
онны х очагов. А значит, процесс
появления препятствующ его те-
плоотводу сплош ного защ итного
слоя оказывается гораздо больше
растянут во времени.
К сказанному остается доба-
вить, что наряду с традиционны -
ми и карбоксилатными анти-
фризами сравнительно недавно
начато массовое производство
третьего класса охлаждающих
жидкостей - гибридны х анти-
фризов, в состав которых, как
понятно из названия, входят и
органические, и неорганические
предыдущая страница 53 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн следующая страница 55 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст