Рынок компонентов
довольно мощный воздушный
поток, который значительно
улучшал теплообмен в теле
радиатора. Но на гоночных ав-
томобилях тех лет их почти не
применяли, полностью уповая
на естественное охлаждение
радиатора потоком набега-
ющего на большой скорости
воздуха.
Со временем количество
водопроводящих трубок росло,
так появился сотовый радиа-
тор, который был распростра-
нен до середины 30-х годов.
Одновременно с изменением
конструкции радиаторов меня-
лись и вентиляторы, ставшие
неотъемлемой частью систем
охлаждения. Количество лопа-
стей на них доходило до вось-
ми, на крупных У-образных
двигателях стали устанавли-
вать по два вентилятора.
Так как сотовые радиаторы
были трудоемки в производ-
стве, громоздки и тяжелы, им
надо было искать замену. Уве-
личение мощности двигателей
и сокращение подкапотного
пространства заставили разра-
батывать более сложные кон-
струкции, обладавшие, вместе
с тем, лучшей теплоотдачей.
Так у радиаторов появились
латунные донца, куда запаива-
лись медные трубки, окружен-
ные стальными пластинами
(трубчато-пластинчатые мед-
но-стальные радиаторы). Но и
радиаторы со стальными пла-
стинами оказались тяжелыми,
с низкими показателями сразу
в трех категориях: все еще
недостаточный теплообмен,
коррозионная стойкость и ви-
брационные нагрузки. Кроме
того, эти радиаторы требовали
применения прокладок трубок
высокого качества (неизна-
шиваемых), по причине очень
важной роли, которую играли
эти трубки.
Вместе с тем, радиаторы
этого типа обладали одним
неоспоримым преимуще-
ством - низкая себестоимость
производства (круглые трубки
дешевле, чем овальные) - мож-
но применить более простое, а
значит более дешевое произ-
водственное оборудование,
а производство может быть
осуществлено в небольших по-
мещениях.
В дальнейшем своем разви-
тии такие радиаторы получи-
ли вместо стальных пластин
(трубчато-пластинчатые
медно-стальные радиаторы)
медную ленту, это значительно
улучшило их теплоотдачу. При
значительно лучших тепловых
характеристиках эти радиато-
ры оказались намного легче и
технологичнее в производстве.
Затем настало время сбор-
ных алюминиевых радиаторов.
Они стали разрабатываться
в СССР во время «холодной
войны». Алюминий должен
был заменить стратегическую
медь. Сборные алюминиевые
радиаторы имеют меньшую
теплоотдачу, но дешевле в про-
изводстве. Первые попытки
создания алюминиевых сбор-
ных радиаторов были предпри-
няты на Мариупольском (тогда
- Ждановском) радиаторном
заводе для двигателя ЗИС-120,
но конструкция с плоскооваль-
ными трубками оказалась не
очень удачной. Сложные по
конструкции и конфигурации
трубки было трудно уплотнять
на торцах в месте соединения
с доньями, из-за чего проект
оказался очень дорогим и его
скоро свернули. Мало того,
что эта конструкция уже была
запатентована, и ее производ-
ство в СССР было невозможно
без соответствующих выплат
патентодержателю, так еще
радиаторы оказались механи-
чески непрочными. Однако и
эти конструкции имели свои
преимущества. Это, в первую
очередь, невысокая цена и
большая площадь теплопере-
дачи благодаря овальному
сечению трубки.
Алюминиевые паяные
радиаторы появились в 70-х
годах XX века. Первые ра-
диаторы такой конструкции
изначально были разработа-
ны для перспективной тогда
модели ГАЗ-3102. Но этот опыт
оказался неудачным - алю-
миниевый паяный радиатор
не справлялся теплоотдачей,
особенно в городском режи-
ме, и его пришлось заменить
традиционным медно-латун-
ным, а его производство было
крайне затратным. Однако,
вскоре толщину стенок труб
и шаг монтажа охлаждающей
ленты сократили, и тепловые
характеристики резко улучши-
лись. К тому же радиаторы это-
го типа оказались на зависть
прочными.
Современные радиаторы
охлаждения для автомобилей
отечественного и зарубежного
выпуска бывают двух типов —
пластинчатыми или ленточны-
ми. Первые сейчас практиче-
ски не используются, гораздо
большее распространение
получили менее громоздкие и
более надежные автомобиль-
ные алюминиевые радиаторы
ленточного типа. Автомо-
бильные фирмы уже давно не
применяют некогда повсемест-
но используемые радиаторы,
произведенные из меди, ввиду
устаревшей, в большей мере
основанной на ручной работе
технологии их производства и
запредельных цен на медь. Они
характеризуются относитель-
ной простотой и надежностью
конструкции, хорошей корро-
зионной стойкостью и боль-
шой площадью теплоотдачи,
но за это приходится платить
довольно высокой стоимостью
производства.
И здесь еще раз вернемся к
вентиляторам. На смену сталь-
ным и алюминиевым роторам
пришли пластиковые. Много-
лопастные вентиляторы с
лопастями сложных профилей
позволили значительно повы-
сить эффективность работы
радиаторов и всей системы
охлаждения в целом.
В девяностые годы многие
автомобильные компании
всерьез занялись пластиковы-
ми радиаторами охлаждения.
Они имели массу неоспори-
мых преимуществ, из которых
решающими были два - поис-
тине мизерный вес и высо-
кая коррозионная стойкость.
Пожалуй, дальше всех в этих
работах продвинулись специ-
алисты компании Peugeot,
показавшие компактный пла-
стиковый радиатор вдвое легче
алюминиевого. Предлагались
пластиковые радиаторы и для
Однако до массового примене-
ния пластиковых радиаторов
дело так и не дошло, хотя в не-
их с успехом применяют.
Исторически в СССР
каждый завод, выпускавший
радиаторы охлаждения, был
«прикреплен» к одному или
нескольким конкретным за-
водам и на другие предпри-
ятия работать не мог. У всех,
кто был связан с автопромом,
на слуху были имена городов
Димитровград, Шадринск и
Лихославль. Расположенные
в них заводы автоагрегатов в
свое время были ориентиро-
ваны на Волжский автозавод,
Московский автозавод имени
Лихачева и АЗЛК. А еще был
Оренбургский завод «Радиа-
тор», работавший и на авто-
мобильную, и на тракторную
промышленность. Все эти за-
воды благополучно дожили до
наших дней, продолжая выпу-
скать радиаторы разных типов,
в первую очередь - для систем
охлаждения. В наши дни к
прибавились такие успешные
компании, как «Лузар» из
Санкт-Петербурга и минский
«Фенокс».
Как сегодня выглядит рос-
сийское «радиаторостроение»?
ООО «Димитровоградский
Завод Радиаторов» (ДЗР) -
дочернее предприятие ОАО
«Димитровградский автоагре-
гатный завод» (ОАО «ДААЗ»)
является ровесником Авто-
ВАЗа, одновременно с кото-
рым он и строился. Серийно
производит широкую гамму
автокомпонентов и запасных
частей к автомобилям, основ-
ными потребителями которых
являются ОАО «АвтоВАЗ»
(в том числе предприятия -
ОЕМ-поставщики). ДЗР вы-
пускает сборные алюминиевые
радиаторы на основе лицензии
французской фирмы БОЙСА.
На сборочные конвейеры
радиаторы поставляются по
традиционной схеме ОЕМ-по-
ставок, на вторичный рынок
продукция поступает через
Торговый Дом, имеющий соб-
ственную разветвленную сеть
региональных дилеров.
А втоком поненты ■
Ф ев р ал ь 2013
предыдущая страница 18 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн следующая страница 20 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст