Рынон компонентов
!!::
Как охладить
«пламенное сердце»
Леонид КРУГЛОВ
относит-
ся к тем узлам и агрегатам,
которые
присутствуют
в
автомобиле с момента появ-
ления на свет «самоходного
экипажа». За 125 лет своего
существования он не раз со-
вершенствовался,
менялся
внешне,
успешно
выдержал
конкуренцию
с
воздушным
охлаждением и своих позиций
не сдал.
Первые системы охлаждения
автомобильных двигателей
были ничем иным как из-
вестными всем змеевиками,
изогнутыми из гладкостенной
медной или латунной трубы.
Эффективность их работы
целиком и полностью зависела
от размеров трубы - диаметра,
длины и толщины стенки. Чем
она меньше, тем эффектив-
ность выше. Чтобы система
работала более эффективно,
в 1900 году для улучшения те-
пловыделения было применено
наружное оребрение этого зме-
евика. Площадь охлаждаемой
поверхности увеличилась в
несколько раз, эффективность
его работы резко возросла.
В начале XX века мощно-
сти двигателей стали больше,
но одновременно выросли и
тепловые нагрузки на них. В
1911 году в Америке появился
первый пластинчатый паяный
медно-латуный радиатор. Па-
раллельно ему появилась кон-
струкция радиатора, в которой
воздух проходил по горизон-
тальным воздушным трубкам
внутри бачка. Но и они не
обеспечивали необходимого
режима охлаждения двигателя,
надо было искать принци-
пиально новое решение. И
оно нашлось. Практически
одновременно с радиаторами
нового поколения в помощь им
на автомобилях стали уста-
навливать вентиляторы. Даже
простейший двухлопастной
«ветродуй» с приводом от ма-
ховика коленвала, установлен-
ный за радиатором, создавал
16
А втоком поненты ■
Ф ев р ал ь 2013
предыдущая страница 17 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн следующая страница 19 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст