Рынок компонентов
А. Шубин
Декоративно-защитное по-
крытие автомобильного кузова
с некоторой натяжкой, но все
же можно считать автомобиль-
ным компонентом. С натяж-
кой, потому что покрытие не
существует отдельно от кузова.
Его поставляют в виде полу-
фабрикатов (лакокрасочных
продуктов) и последовательно
слой за слоем наносят на кузов
в процессе его изготовления.
Для восстановления повреж-
денного во время эксплуатации
покрытия кузова используют
иные, нежели на автосборочных
предприятиях лакокрасочные
продукты. Другие материалы
применяют из-за того, что по-
вторять конвейерную техно-
логию нанесения покрытия в
условиях автосервиса не целе-
сообразно не с технической, не
с экономической точек зрения.
Хотя бы потому, что на конвей-
ере наносят покрытие на еще не
собранные кузова, на которые
ничего, кроме самого кузовного
железа не установлено. Значит,
грунты, например, могут на
автосборочном предприятии
наносить окунанием (купанием)
всего кузова в электрофорезную
ванну. Электрофорез - неко-
торая разность электрического
потенциала - нужен для того,
чтобы грунтовки проникали, в
том числе, и внутрь закрытых
полостей. Кроме того, ничто не
мешает сушить покрытие при
высокой (значительно выше,
чем в сервисах) температуре.
Иными словами, существуют
две значительно отличающи-
еся друг от друга системы (в
которые входят лакокрасочные
продукты, а также оборудова-
ние и технология, с помощью
которых на кузове может быть
создано покрытие привычного
вида): «конвейерная» и «ремонт-
ная». Название «ремонтная»
условно, поскольку случаев при-
менения «ремонтной» техноло-
гии окраски при производстве
транспортных средств сколько
угодно. Очень мелкие серии
ные, пробные партии, спор-
тивные и гоночные, а также,
чаще всего, крупногабаритную
технику, начиная от автобусов,
троллейбусов, железнодорож-
ных вагонов и строительной
техники и кончая самолетами,
обычно красят по «ремонт-
ной» технологии. По такой же
технологии, какая принята для
восстановления поврежденного
покрытия.
В любом случае покрытие
может быть одно-, двух- или
трехслойным (считают только
слои декоративно-защитного
покрытия без грунтов).
Однослойное - это отно-
сительно толстое покрытие,
единственный слой которого
выполняет защитные и декора-
тивные функции одновременно.
Еще лет тридцать назад других
видов покрытий у нас не знали,
а сейчас так красят лишь рабо-
чую технику.
В двухслойных покрытиях
защитные и декоративные
функции разделены между
различными слоями. Очень
тонкий (по сравнению с дру-
гими слоями покрытия) слой
краски определяет только цвет,
но не служит защитой, а на него
нанесен толстый (опять-таки,
относительно) слой прозрачного
лака, предохраняющего краску и
поверхность кузова от атмос-
ферных и иных воздействий
эксплуатации. Блеск покрытия
- это тоже заслуга лака. Этот
вид покрытия получил сейчас
преимущественное распро-
странение при окраске кузовов
легковых автомобилей.
Трехслойным покрытием ус-
ловно названо такое покрытие,
цвет которого формирует не
только расположенный под ла-
ком слой краски (в этом случае
его делают полупрозрачным),
но и цвет грунта-подложки. Так
образуют покрытия «сложных»
цветов, например, с «перламу-
тровым» эффектом.
Говоря о цвете автомобильной
краски, обычно различают основ-
ной цвет (solid) и различные цве-
товые эффекты от ставших уже
обычными «металлика» и «пер-
ламутра» до дорогих, а поэтому
редких красок, которые меняют
свой цвет в зависимости от угла
наблюдения («хамелеоны»).
Основной цвет определяет
смесь пигментов (для пигмен-
тов используют сложные соли
тяжелых - вспомним свинцовые
или титановые белила - метал-
лов), которую в виде суспензии
тонкого порошка помещают в
некую бесцветную и прозрач-
ную (чаще всего) основу слоя
покрытия, пленкообразующее
вещество, называемое «биндер».
Для каждого слоя покрытия
используют свой биндер. И
именно биндер определяет
большинство физических и
химических свойств слоя ла-
кокрасочного покрытия. Когда
говорят, что применяют мас-
ляную, алкидную, акриловую,
нитроцеллюлозную или какую-
то другую краску, то называют
используемый биндер. Прогресс
лакокрасочных покрытий идет
в основном за счет развития
химии биндеров.
Кроме того, в слой краски
(биндер + пигмент) двухслой-
ных или трехслойных покрытий
могут быть помещены значи-
тельно (в сотни и тысячи раз)
более крупные по сравнению с
частичками пигмента объекты:
различные по форме, размерам
и количеству крупинки металла
(алюминия, например), чешуйки
слюды и даже искусственные
кристаллики или смеси тех
или иных сочетаний частичек
разных видов. Эти включение
придают краскам те самые до-
полнительные декоративные
эффекты, которые называют
«металликом», «перламутром»
и т.д., без которых не обходится
сейчас покрытие практически
ни одной легковой машины,
за исключением, может быть,
чисто коммерческих средств
(такси, например, или малень-
ких фургонов). Порой двух-
слойным «металликом» красят
даже утилитарные джипы и
кабины грузовиков, говоря при
этом, что на сборочном заводе
нет смысла менять отработан-
ную технологию под небольшие
партии рабочих машин. (Других
разумных объяснений этому
явлению найти не удается).
Цвет автомобиля это одна из
его потребительских характе-
ристик, влияющих на спрос.
Автомобили ряда цветов про-
даются очень плохо. Машины
модных расцветок уходят даже
за увеличенную цену. По-
этому автостроители придают
большое значение выбору цвета
для каждой из своих моделей.
У каждого производителя свой
набор цветов. «Узаконенный»
автопроизводителем цвет по-
крытия называют «цветовой
формулой», и этой «формуле»
следуют изготовители краски
для автозоводов. Однако иде-
ального цветового постоянства
своих машин обычно никто не
придерживается. Более того,
небольшие цветовые различия
(флуктуации цвета) автомо-
билей одной и той же марки и
формулы цвета, выпущенных
в разное время или, тем более
на разных заводах, тоже дело
обычное. Поставщик краски
для автозавода, чаще всего, не
один. Это еще больше увеличи-
вает отличия внутри цветовой
формулы.
А поскольку задача вос-
становления лакокрасочного
повреждения заключается в том,
чтобы сделать место ремонта
неотличимым ни по качеству, ни
по цвету, то ремонтные техно-
логии должны решать задачу
цветоподбора, т.е. обеспечение
совпадения цвета ремонтного и
заводского покрытия.
Технически это делают так.
Продукты для вторичного рын-
ка поставляют в виде набора
(обычно до 50 и более штук)
банок с красками различных
строго нормированных произ-
водителем цветов (цветовых
компонентов). У каждого произ-
водителя красок свои сочетания
цветов в наборах. Эти банки для
порядка установлены на своего
рода стеллаж. У находящихся
на стеллаже банках с красками
крышки, с которыми краска
приходит от поставщика, заме-
нены на крышки с мешалками.
Стеллаж имеет привод, с кото-
рым соединены все мешалки
крышек. Периодически включая
привод мешалок, осуществляет-
ся размешивание, и тем самым
не допускается выпадение в оса-
док какого-либо из компонентов
содержимого банок.
Такой стеллаж называют
смесительной установкой, хотя
сам по себе он ничего еще не
А втоком поненты ■
Ф ев р ал ь 2013
1 1
предыдущая страница 12 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн следующая страница 14 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст