Рынон компонентов
изводить сложные геометри-
ческие конструкции. При этом
требуется меньшее количество
точек впрыска, что позволяет
достичь единого направления
стекловолокон и снизить таким
образом усадку и деформацию.
Дополнительная экономия обе-
спечивается более низкой тем-
пературой литья (потребление
энергии, цикл обработки).
Всего за 10 лет потребление
пластиков в производстве авто-
компонентов увеличилось более
чем в 2 раза. Если в начале века
полимерные детали составляли
5-7 % от веса автомобиля, то
сейчас их доля уже превысила
15 %, и этот процесс будет раз-
виваться дальше. Основными
факторами, обусловливающими
значительное внедрение пласт-
масс в конструкцию автомоби-
лей, являются;
1. Снижение веса автомобиля,
а следовательно и снижение рас-
хода топлива и объема вредных
выбросов в атмосферу.
2. Легкость переработки, что
расширяет возможность для но-
вых конструкционных решений
и, следовательно, позволяет во-
площать всевозможные дизай-
нерские идеи. Благодаря этому
можно получать детали самых
хитроумных форм и цветов
без дополнительных операций
по механической обработке и
окраске.
3. Сокращение энерго- и
трудозатрат в процессе произ-
водства, возможность отказа от
дорогостоящих цветных метал-
лов и нержавеющих сталей и,
как итог, снижение стоимости
автомобиля.
4. Повышение долговечности
и эксплуатационных характери-
стик автомобиля.
Детали из полиамида вы-
держивают нагрузки, близкие
к нагрузкам, допустимым для
цветных металлов и сплавов.
Антифрикционные свойства
ПА, особенно наполненных,
значительно превосходят фто-
ропласты, полиформальдегид и
поликарбонат (табл. 1).
Для изготовления автомо-
бильных деталей нашли приме-
нение следующие полиамиды и
их стеклонаполненные модифи-
кации - ПА-6, ПА-66, ПА-610,
ПА-12, стеклонаполненные
полиамиды, ПА-11.
ПА-6 самый дешёвый матери-
ал из полиамидов. По механи-
ческим свойствам он превос-
ходит другие полиамиды, имеет
хорошие антифрикционные
свойства.
В автомобилестроении при-
меняется для изготовления кор-
пуса распределителя нагретого
воздуха, опоры шаровой тяги
привода управления коробки
передачи, пластины опоры пе-
дали акселератора, поводка тяги
выключения замка дверей, вту-
лок валика педали сцепления,
валика акселератора, изолиру-
ющей втулки рычага указателя
и др. втулок, пробки горловины
бачков, штуцеров, шайб.
В качестве примера на рисун-
ке 1 представлена эффектив-
ность использования ПА-6 по
сравнению с бронзой.
ПА-66 отличается наиболее
высокими прочностными свой-
ствами, высокой твердостью, де-
формационной стабильностью,
повышенной теплостойкостью.
В автомобилестроении из
ПА-66 выпускаются автомобиль-
ные детали типа вкладышей и
сепараторов подшипников, вен-
тиляторов системы охлаждения,
шестерён корпуса привода спидо-
метра, втулок педалей сцепления
и тормоза, распорных втулок,
втулок дуги обивки крыши, огра-
ничительных втулок, гаек-бараш-
ков крепления запасного колеса,
шайб, контактных колодок для
наружных и внутренних штеке-
ров, каркасов катушек, пистонов
крепления, вкладышей шарового
кольца, скоб и пр.
ПА-610 по значению по-
казателя текучести расплава
Рисунок I. Эффективность использования ПА-6
по сравнению с бронзой, %
М а сса
Т р у д о е м к о ст ь
С т о и м о ст ь
С р о к
и зго то в л е н и я
сл уж б ы
и зд е л и я
Изделия из бронзы
Изделия из ПА-6
8
Авто ком поненты ■
Ф ев р ал ь 2013
и модуля упругости превос-
ходит практически все термо-
пласты. Сочетание небольшого
водопоглощения с хорошими
прочностными свойствами и
тепломорозостойкостью делает
возможным использования ПА-
610 в ответственных деталях
антифрикционного назначения.
Из ПА-610 изготовляют
методом литья под давлением
вкладыши и рычаги управления
коробкой передач, вкладыши
и втулки опорных тяг рулевой
трапеции, фильтр топливно-
го насоса, ручки фиксаторов
шарнира, зубчатые передачи,
уплотнительные устройства,
муфты, подшипники скольже-
ния, лопасти винтов, а также
антифрикционные покрытия
металлов.
Применение ограничено его
высокой стоимостью.
ПА-12 имеет небольшую
плотность, отличается от дру-
гих полиамидов повышенной
водо- и морозостойкостью, что
дает возможность эксплуати-
ровать изделия из него в средах
переменной и высокой влаж-
ности. Свойства и размеры
изделий из него отличаются
стабильностью. ПА-12 самый
эластичный из рассматрива-
емых полиамидов, хорошо
работает на знакоперменный
изгиб, имеет хорошие анти-
фрикционные и диэлектриче-
ские свойства. К недостаткам
материала относятся низкая
теплостойкость по сравнению с
другими полиамидами.
Применяется для изготов-
ления трубок, хомутов, скоб,
защелок замков, языков замка
дверей, изоляции электриче-
ских проводов, переключателей,
микроконтактов, релейных
деталей, трамблеров, трубопро-
водов для подачи горючего.
Стеклонаполненные поли-
амиды содержат 20-30 % сте-
кловолокна. Их механическая
прочность и теплостойкость
увеличивается по сравнения
с ненаполненными в 2-3 раза.
Значительно возрастает сопро-
тивление ползучести, усталост-
ная прочность, износостой-
кость.
В автомобилестроении сте-
клонаполненные ПА использу-
предыдущая страница 9 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн следующая страница 11 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст