Шины и дисни
гой в тридцатые годы XX века
алюминий применялся для из-
готовления колес практически
вручную для очень дорогих
автомобилей - Шэрапо-Эшга,
Ви§аШ, ВисааШ. Суть произ-
водственного процесса получе-
ния такого колеса заключается
в соединении сваркой штам-
пованного из стального листа
диска и обода, полученного
методом проката. Относитель-
но простой технологический
процесс позволял довольно
просто его автоматизировать
и обеспечить крупносерийный
выпуск стальных колес.
При всех производственных
преимуществах стальные колеса
обладают тремя органическими
недостатками. Сталь не отлича-
ется высокими антикоррозион-
ными свойствами, и она имеет
достаточно высокий удельный
вес. С первым недостатком бо-
рются, надежно грунтуя, крася
и лакируя готовые колеса. Со
вторым недостатком вынужде-
ны мириться. Как, впрочем, и с
третьим. Дело в том, что относи-
тельно большая масса стальных
штампованных колес и погреш-
ности геометрии, полученные в
ходе их производства, вызывают
значительные динамические на-
грузки на подвеску автомобиля
во время езды, так как колеса
входят в состав неподрессорен-
ных частей автомобиля.
Вместе с тем, у стальных колес
есть большое преимущество -
пластичность. При ударе о пре-
пятствие они не раскалываются,
а мнутся, обеспечивая безопас-
ность. Большинство повреж-
дений стальных колес легко
правятся. Этими свойствами, да
еще заметной дешевизной, объ-
ясняется их популярность.
Технология крупносерий-
ного производства колес из
алюминиевых сплавов впервые
была применена более полу-
века назад, и она коренным об-
разом отличалась от того, как
алюминиевые колеса делали
раньше. Основной плюс таких
колес - снижение их массы
на 15-20 % по сравнению со
стальными, что обеспечивает
снижение неподрессоренных
масс и уменьшение динами-
ческой нагрузки на подвеску.
Кроме этого, меньшая масса
колес обеспечивает сокраще-
ние времени разгона и тормо-
жения и заметную экономию
Литые колеса из алюминие-
вых сплавов можно получить
методом литья по выплавляе-
мым моделям, центробежного
литья и литья под давлением,
но в настоящее время наиболь-
шее распространение получило
литье под низким давлением с
противодавлением и последую-
щей механической обработкой
заготовки на токарных и фре-
зерных станках. Такая техноло-
гия позволяет создавать колеса
на любой вкус, любых, даже
замысловатых, рисунков.
Кроме высоких эстетических
качеств, литые колеса обладают
хорошей теплопроводностью,
что обеспечивает отличный
отвод тепла от тормозной си-
стемы. Еще одно преимущество
литых колес - высокая корро-
зионная стойкость, которая
обеспечивается постоянным
наличием оксидной пленки на
поверхности, которая сохраня-
ется даже в случае поврежде-
ния лакокрасочного покрытия
до металла. Для улучшения
коррозионной стойкости колес,
их покрывают порошковой
эмалью в электрическом поле. В
результате образуется прочный
защитный слой, выдерживаю-
щий весь жизненный цикл коле-
са. При больших механических
нагрузках (наезд на препят-
ствие) литые колеса пластично
деформируются, в отличие от
штампованных, которые склон-
ны к раскалыванию из-за своей
структуры.
Сегодня литые колеса из
алюминиевых сплавов широко
применяются в конвейерном
производстве многих автомо-
билестроительных компаний.
На вторичный рынок в России
поступают литые колеса про-
изводства Италии, Германии,
Голландии. Среди наиболее
популярных марок - AEZ,
Alessio, BBS. В России по этой
технологии работают компании
«Мегалюм», СКАД, «ПРОМА
колеса из легких сплавов».
Технология изготовления ко-
лес из легких сплавов методом
горячей объемной штамповки
впервые была разработана в
России в середине 1980-х во
Всесоюзном институте легких
сплавов. Суть ее заключается
в получении заготовки колеса
методом поэтапного форми-
рования с ее последующей
обработкой на металлорежущих
станках. Предназначались такие
колеса для использования в
самолетных шасси и в качестве
опорных катков гусеничных
машин: танков, бронетранспор-
теров и самоходных артилле-
рийских установок. История
отечественных штампованных
колес из легких сплавов начина-
лась на Опытном заводе ВИЛС,
а крупносерийное производство
началось на Верхнесалдинском
металлургическом производ-
ственном объединении.
Высокая прочность штам-
пованных колес объясняется
направленной мелкозернистой
структурой металла, которая
формируется в процессе штам-
повки. Их прочность в 2,5 раза
выше, а масса на 20-25 % ниже,
чем стальных, и на 15-20 %
меньше по сравнению с литыми
«собратьями».
Отличие штампованного алю-
миниевого колеса от стального
состоит в том, что оно пред-
ставляет собой единую деталь,
а стальное сваривается как
минимум из двух деталей: обода и
диска. Коррозионная стойкость -
очень высокая благодаря мел-
козернистой структуре сплава.
Когда литое колесо деформиру-
ется пластично, штампованное
остается целым и при правиль-
ной конструкции демпфирует
удар за счет упругой деформа-
ции. Разрыв материала штампо-
ванного колеса происходит при
значительно больших нагрузках,
чем литого, и в этом его пре-
имущество!
За все эти неоспоримые пре-
имущества приходится платить
относительно небольшим вы-
бором стиля колес, что связано
с высокой стоимостью пресс-
форм и сложностью механи-
ческой обработки поковок. К не-
достаткам штампованных колес
можно отнести ограниченный
дизайн, а также дорогостоящее
производство, примерно на 50 %
поднимающее стоимость такого
изделия в сравнении с литым.
Старейшим и крупнейшим
изготовителем штампованных
колес из легких сплавов явля-
ется американская компания
ALCOA. В России штампован-
ные колеса из легких выпускают
компании MK-Design, «Авиатех-
нология», ВСМПО-Ависма, К&К.
Кстати, ВСМПО-Ависма - один
из немногих изготовителей
штампованных алюминиевых
Автокомпоненты ■ Январь 2013
предыдущая страница 70 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн следующая страница 72 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст