Автохимия
проводность, не пениться, не
оказывать вредного воздействия
на патрубки и уплотнения, об-
ладать антикоррозионными и
смазывающими свойствами.
Изначально бесцветные анти-
фризы для безопасности окра-
шивают в броские, «пугающие»
цвета, чтобы их, например,
случайно не выпили. Никаких
стандартов здесь нет, и каждая
компания вольна сама выбирать
цвет. Так, горячие итальянцы
предпочитают красный, любя-
щие природу немцы - темно-
зеленый. В России «прижился»
синий и светло-зеленый цвет.
Несколько российских компа-
ний освоили выпуск антифриза
необычного соломенно-оранже-
вого цвета. В ультрафиолетовых
лучах введенный в них краси-
тель начинает люминисциро-
вать, показывая места утечки
жидкости.
До 70-х годов XX века анти-
фриз не имел ни конкурентов,
ни альтернативы.
Ввод в строй Волжского
автозавода едва не оказался под
угрозой срыва по невероятной
причине - закупки огромно-
го количества импортного
антифриза для заправки систем
охлаждения автомобилей на
конвейере и при обслуживании
могли пробить серьезную брешь
в государственном бюджете.
Замена импортному антифризу,
точнее, ее база, была синтезиро-
вана в нашей стране на основе
ингредиентов классического
водного раствора МЭГ. На-
звание «тосол» произошло от
аббревиатуры «ТОС» - «техно-
логия органического синтеза».
Тосол имеет низкую темпера-
туру кристаллизации (-40°С) и
выпускается полностью готовый
к употреблению. Химики, ув-
лекшись разработкой тосола, за-
были оформить патент на него,
и сейчас название «тосол» могут
использовать (и используют)
все, кому не лень.
Какой бы первоклассной не
была охлаждающая жидкость,
рано или поздно ее приходит-
ся менять. Как часто надо это
делать? Обычно срок службы
охлаждающей жидкости указы-
вают на этикетке - около двух
лет или 60 тыс. км пробега при
условии сохранения стабильной
плотности не менее 1,075 г/см3.
За этот срок охлаждающие
жидкости утрачивают основные
полезные свойства - снижается
запас щелочности, возрастает
склонность к пенообразованию,
снижаются антикоррозионные
свойства.
Очищаем стенла
Незамерзающие жидкости
для очистки ветрового стекла
действительно можно поставить
на второе место. В чем принци-
пиальное отличие «незамерзаек»
от летних «омываек»? Прежде
всего, в предназначении. Летом
с ветрового стекла надо удалять
дорожную пыль, следы от ка-
пель дождя и бренные останки
кровососущих насекомых. Для
этого в состав летних омыва-
ющих жидкостей вводятся мо-
ющие вещества в повышенном
количестве. Зимой же основная
задача жидкости -
удаление налета от противо-
ледного реагента, знаменитой
смеси из грязного снега и сажи.
Чтобы справляться с такой
работой, в состав «незамерзаек»
вводится повышенное содержа-
ние растворителей и спиртовых
баз. Разница в составах жидко-
стей определяет и разные точки
замерзания летних и зимних
«омываек». И если купленная
Вами жидкость замерзла в бач-
ках, шлангах и форсунках при
двадцатиградусном морозе, ее
остатки можно смело нести об-
ратно в магазин и предъявлять
обоснованную претензию.
Хотя, результат такого похода
предположить не просто. Дело в
том, что ни один нормативный
документ государственного
уровня не регламентирует
химический состав «незамер-
заек», не определяет уровень
эффективности работы, ничего
не говорит об обеспечении
безопасности при регулярном
и самостоятельном использова-
нии. Таким образом, доказать,
что «незамерзайка» низкого
качества, будет непросто. Кто
же определял его, этот уровень?
Есть постановление Правитель-
ства РФ № 4 от 25 мая
2000 года, запрещающее при-
менение метанола и метано-
лосодержащих жидкостей при
изготовлении «омываек», но его
сплошь и рядом без труда обхо-
дят многие анонимные изгото-
вители «левых» «омываек».
«Омывайки» невероятно про-
сты по химическому составу. В
него входят спиртовые раство-
рители, поверхностно-активные
вещества (ПАВы); средства,
предохраняющие лакокрасочное
покрытие кузова от коррозии,
красители и ароматические от-
душки.
Все «омывайки» выпускаются
по ТУ предприятий-изготовите-
лей, большинство из которых ис-
пользует свое сырье и красители,
но различные спирты являются
самой сложной составляющей
омывающих жидкостей. Эти-
ловый, метиловый и изопропи-
ловый спирты применяются во
многих отраслях и не считаются
дефицитным продуктом, но у
каждого из них есть особенно-
сти, определяющие возможность
их применения.
Крайне дешевый метиловый
спирт (метанол, карбинол, дре-
весный спирт) - СНЗОН отли-
чается прекрасными моющими
качествами, но ядовит: пить и
вдыхать пары не рекомендуется.
Для приготовления омываю-
щих жидкостей он ЗАПРЕ-
ЩЕН, но многие изготовители
применяют его нелегально.
Эти «омывайки» продаются на
обочинах и привлекают своей
дешевизной. Проведенные те-
сты показали, что после двух
часов работы с включенным
обдувом и частым омыванием
метанолсодержащими жидко-
стями стекла стоящего автомо-
биля, концентрация метанола
в салоне превысила предельно
допустимую норму в 3,7(!) раза.
Если после этого водитель прой-
дет контроль на алкотестере,
лишение прав гарантировано.
Изопропиловый спирт (про-
панол-2, изопропанол) -
СН3СНОНСН3 сильным за-
пахом напоминает ацетон,
для производства которого
он используется. В отличие от
3 8
А втоком поненты ■
Январь 2013
предыдущая страница 39 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн следующая страница 41 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст