Рынок компонентов
производств, появятся тогда,
когда мировые производители
убедятся в успешности своих
первых проектов и в реальности
перспектив их расширения.
Привлекая за счет таможен-
ных льгот зарубежных авто-
производителей на российский
рынок, правительство рассчи-
тывало, что это даст импульс
развитию как сборочного, так
и компонентного сегментов
автомобильной промышленно-
сти. Производителей привлечь
удалось: сегодня многие лидеры
зарубежного автопрома уже
имеют в России свои сборочные
производства. Что касается
развития компонентной базы,
то с этим дело обстоит хуже. Не
оправдались (во всяком случае
пока) надежды правительства на
то, что появление иностранных
автозаводов будет стимулиро-
вать развитие производства на
местных заводах, выпускающих
комплектующие. Иностранные
автосборочные заводы отка-
зались с ними работать и для
выполнения обязательств по
локализации производства обе-
щают привести своих традици-
онных глобальных партнеров.
Характерно, что и отече-
ственные автозаводы пытаются
переориентироваться на ино-
странные комплектующие (т. е.
начался процесс «делокализа-
ции»). По мнению ряда отече-
ственных экспертов, это едва ли
не единственная возможность
для россиян создавать конку-
рентоспособные автомобили.
Данный, вполне логичный, шаг
во многом связан с технологи-
ческой отсталостью российских
поставщиков компонентов и, за
небольшим исключением, их не-
способностью предложить про-
дукцию приемлемого качества
по конкурентоспособной цене.
Пока что нет оснований
рассчитывать на появление в
России серьезного экспортноо-
риентированного производства
автомобилей и комплектующих.
Не светит в ближайшее время
нашей стране и заметное место
в международном отраслевом
разделении. Но есть надежда,
что рост российского рынка и
масштабов сборочных произ-
водств будет способствовать
привлечению производителей
автокомпонентов. В этот про-
цесс и хотят встроиться многие
российские регионы.
Автокомпонентная от-
расль радикально изменяется.
Ключевыми факторами в этом
процессе являются:
- появление новых технологий
и изменение бизнес-моделей;
- эффективное управление
глобальной системой постав-
щиков;
- возможность за короткое
время перейти от идеи до про-
дукта;
- производственная гибкость
при переходе на выпуск новых
моделей автотехники.
Рост промышленности
концентрируется в региональ-
ных кластерах. В России после
вступления в ВТО ограничи-
вается возможность государ-
ства поддерживать различные
сектора экономики, но остается
возможность поддерживать
территории: инфраструктуру,
научные исследования, подго-
товку кадров.
На сегодняшний момент
многие регионы анонсирова-
ли свои желания по созданию
автокомпонентных кластеров.
Условно их можно разделить на
две группы:
- регионы, имеющие к этому
сложившиеся предпосылки -
Республика Татарстан, Ниже-
городская, Самарская, Ленин-
градская, Калининградская и
Ярославская области;
- регионы, которые действу-
ют по принципу «не плохо
было бы.
..». Ко второй груп-
пе относятся Владимирская,
Вологодская, Новгородская,
Псковская области. Высказыва-
ния о создании автокомпонент-
ных кластеров представителей
руководящих органов данных
областей в различных средствах
массовой информации и в
публичных выступлениях офи-
циального уровня не подкрепле-
ны серьезностью проработки
проблемы применительно к
региональным условиям и носят
скорее декларативный характер,
чем серьезность намерений.
В связи с этим, ниже приво-
дится информация о регионах
первой группы, где, по мнению
редакции журнала, наиболее
вероятна трансформация потен-
циальных возможностей в реаль-
ные проекты и достижения.
1. Республика Татарстан
- пример продуманного и
взвешенного подхода к форми-
рованию автокомпонентного
кластера, заслуживающий
детального рассмотрения (см.
Часть 2).
2. Особая экономическая зона
«Тольятти». Специализация
ОЭЗ - производство автоком-
понентов, автомобилестроение.
Полный объем инвестиций - 71
820 млн. рублей. Планируемый
годовой оборот - 223 830 млн.
рублей. Количество новых
рабочих мест - 30 тыс. Страте-
гическим ориентиром является
достижение таких масштабов
производства автокомпонентов
в Самарской области, которые
могут обеспечить потребности
автосборочных производств в
объеме не менее 5 млн. автомо-
Руководство совместно-
го предприятия GM и ОАО
«АвтоВАЗ» приняло решение
о строительстве на территории
ОЭЗ корпусов кузовного и
прессового производств (объем
инвестиций 6,2 млрд, рублей).
На предприятии также разме-
стятся инженерная лаборатория
и логистический центр, которые
будут задействованы в произ-
водстве внедорожника Chevrolet
Niva нового поколения. Стро-
ительство корпусов начнется
весной 2013 г., а в 2015 г. должна
выйти первая продукция. Про-
ект предполагает организацию
более 1 000 новых рабочих мест.
В настоящее время в качестве
резидентов зарегистрированы:
1. ООО «Эдша Тольятти» - уч-
редитель Edscha Holding Gmbh
(Германия); продукция - петли
дверей, капота, багажника, огра-
ничители открывания дверей,
рычаги ручного тормоза.
2. ООО «ТПВ РУС» - рос-
сийско-словенское совместное
предприятие, учредители ком-
пании ООО «Пластике» (Рос-
сия) и «TPV d.d.» (Словения);
специализация - производство
автомобильных сидений.
3. ООО «Рулевые Системы
Плюс» - дочернее предприятие
ООО «Рулевые системы», кото-
рое является единственным в
России производителем гидроу-
силителей рулевого управления
Запуск всех производств пла-
нируется в 2013 г.
3.
Калужская область. На
территории Калужской области
действует три индустриальных
парка автомобильной и авто-
компонентной направленности:
1. Индустриальный парк
«Грабцево». Якорный инвестор
парка - немецкая компания
ООО «Фольксваген Труп Рус».
Резиденты: ЗАО «Магна Техно-
пласт» - канадская компания,
которая занимается произ-
водством и окраской бамперов;
ООО «Япп Рус Автомобильные
системы» - китайская компания
по производству пластиковых
топливных баков; ООО «Бенте-
лер Аутомотив» - немецкая ком-
пания по производству деталей
подвески автомобилей; ООО
«Вистеон Рус» - американская
компания занимается произ-
водством обшивки для дверей
автомобилей. В стадии стро-
ительства ООО «Фуяо Стекло
Рус» - китайская компания по
производству автомобильного
стекла.
Группа Volkswagen планирует
построить завод автомобильных
моторов. Инвестиции в будущее
предприятие составят €250 млн.
Начало производства моторов
планируется на 2015 г. Будут вы-
объемом 1,6 л мощностью 116 л.
с. Производственные мощности
нового предприятия составят до
150 тысяч двигателей в год.
2. Индустриальный парк «Рос-
ва». Якорным инвестором парка
является компания «Пежо Си-
троен Мицубиси Автомобили
Рус. Действующие предприятия:
компания «Форесия Интериор
Системе» - специализируется на
производстве деталей интерьера
для автомобилей; завод по про-
изводству выхлопных систем
«Форесия Экзост Системе».
3. Индустриальный парк
«Калуга-Юг», на площадке ко-
торого действуют ЗАО «Вольво
Восток» - шведская компания
по производству коммерческих
автомобилей полной массой от
А втоком поненты ■
Январь 2013
предыдущая страница 10 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн следующая страница 12 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст