Ш ины и дисни
Если диск лопнул пополам - его лучше сдать в пункт приема цветных ме-
таллов. Кан поведет себя металл с измененной структурой не известно.
Поснольну ремонтируемое колесо нрепится за ступичную часть, то при
его рихтовне следите, чтобы между болтами крепления не пошли от на-
грузок трещины.
Обратите внимание на устройство ниппеля для наначни колеса - в данном
случае он оригинальный, и найти ему замену на рынке и магазине не
удастся.
производителя, первую скрипку
в ремонте играет мастер, на
этом станке работающий. По
сути, необходимо в первую
очередь смотреть на результат
работы, а не на орудия труда.
Учитывая это, сообразительные
мастера ведут так называемые
фотодневники, где собирают
фотографии дисков «ДО» и
«ПОСЛЕ» ремонта, упуская из
вида промежуточные стадии
процесса. Часто фотоматериалы
выкладываются на сайте компа-
нии в качестве портфолио. Од-
нако нигде, абсолютно нигде(!)
вы не найдете информации о
том, сколько диск прослужил
после ремонта. Все неприятные
высказывания на форумах при
сайтах ревностно удаляются
бдительными модераторами.
Заинтригованы? Тогда раз-
беремся, а чем, собственно
говоря,недовольны клиенты?
В чем состоят их претензии к
оснащенным, в прямом смысле
слова, по последнему слову
техники мастерским?
А тем, что после проведенного
ремонта диск лопается, тре-
скается, гнется в том же самом
месте, причем опять-таки при
приложении к нему незначи-
тельной нагрузки. Вспоминаем
неглубокую яму и небольшой
камень, а главное, их количество
на наших дорогах. Возникает ре-
зонный вопрос, а почему отре-
монтированный диск лопается
именно в месте ремонта? Ответ
прост - дело в том, что после
правки погнутого участка на
стенде, где первоначальная гео-
метрия восстанавливается при-
ложением нагрузки обратной по
вектору той, которая привела к
деформации в толще металла, а
точнее непосредственно в месте
изгиба, образуется еще большее
количество микротрещин. А
они, микротрещины, являясь
концентраторами напряже-
ния, по сути своей есть не что
иное, как бомба замедленного
действия. Чтобы наглядно(!)
убедиться в этом, возьмите
кусок алюминиевой проволоки
и несколько раз согните/разо-
гните его в одном месте. В месте
изгиба невооруженным глазом
видно не только изменение
цвета металла, но и образование
трещинок. Именно в этом месте,
насыщенном концентратора-
ми напряжения, проволока и
лопается. Пытливый читатель
непременно задаст следующий
вопрос - а почему в качестве
примера была взята именно
тонкая алюминиевая проволока,
а не, скажем, изготовленная из
аналогичного металла ложка
или вилка? Переломить такую
путем сгибания куда сложнее!
Все верно, только были ли учте-
ны величины нагрузок которые
возникают при качении колеса
по дороге? Разумеется, нет! Но
и это еще не все. Это еще не
основной секрет фокуса с на-
глядной демонстрацией. Как вы
думаете, алюминиевый сплав,
из которого изготовлены вилки,
ложки, проволока и колесные
диски, имеет одинаковый или
отличный химический состав?
Верно! Кухонная утварь и дета-
ли автомобиля изготавливаются
из абсолютно иных сплавов. И
опять это не все. Как мы уже
упоминали выше, легкосплав-
ные колеса бывают как кован-
ными, так и литыми, причем в
зависимости от технологии про-
изводства могут подвергаться
последующей термообработке.
И в каждом конкретном случае
прочность, жесткость, хруп-
кость материала будет своя. Но
об этом мастера, как правило,
предпочитают умалчивать -
зачем терять клиента, который
«клюнул» на копеечную вилку
или ложку! Естественно, сервис-
мены не скажут вам и того, что
если колесный диск изготовлен
из сплава, содержащего магний,
да еще по технологии произ-
водства прошел упрочняющую
термообработку, то для того
чтобы он дал трещину, доста-
точно согнуть его один един-
ственный раз. О каком ремонте
методом правки на стенде таких
колес может идти речь? Еще раз
подчеркнем - ремонт легко-
сплавных дисков есть искусство,
которым владеют очень не
многие. И доказательством тому
приведем еще один яркий при-
мер.
Ряд заводов, специали-
зирующихся на производстве
легкосплавных дисков, исполь-
зует в качестве сырья алюмини-
евые сплавы, которые допуска-
Автокомпоненты ■
Август 2012
предыдущая страница 78 Автокомпоненты 2012 8 читать онлайн следующая страница 80 Автокомпоненты 2012 8 читать онлайн Домой Выключить/включить текст