Три метра форы
Теист Денис Миронов
Фото Андрея Шилова
Компания «TRW Automotive
Aftermarket»
разработала
уникальное покрытие рабо-
чей поверхности тормозных
колодок, которое значитель-
но сокращает время притир-
ки пар трения и обеспечива-
ет максимально возможное
замедление автомобиля уже
при первом его торможении.
Практически все инструкции
по эксплуатации и ремонту
автомобилей, вне зависимости
от их марки и страны проис-
хождения, в разделе ремонта
и обслуживания тормозной
системы дают одни и тот же
совет - после смены тормоз-
ных колодок необходимо пер-
вые десятки километров пути
избегать резких и интенсивных
торможений. Данная рекомен-
дация продиктована необходи-
мостью притирки фрикционов
новых колодок к тормозным
дискам для достижения макси-
мальной площади их контакта
и, соответственно, наиболь-
шего тормозного момента.
Однако в жизни экстренное
торможение часто приходится
применять сразу при выезде
из автосервиса на оживленную
магистраль. Сколько машин с
«продленным» тормозным пу-
тем и полностью исправными
тормозами пополнило стати-
стику дорожно-транспортных
происшествий сказать сложно,
но точно не мало. И несмотря
на то что о проблеме недо-
статочной эффективности не
притертой фрикционной пары
тормозных узлов автомобиль-
ные инженеры знают давно,
только сейчас появилось
действительно актуальное для
ее массового производства
решение.
Сократить время притирки
практически до одного, по сути,
первого касания колодки к дис-
ку удалось благодаря нанесе-
нию на наружную (контактную)
поверхность фрикционной
накладки материала особого
химического состава. Слой,
вернее технологию, назвали
Cotée. Поскольку уникальный
компонент первым вступает в
контакт с тормозным диском,
то и наносится он на колодку
обычным контактным спосо-
бом на завершающем этапе, в
конце производственной цепи.
Толщина покрытия строго рас-
считана. С учетом некоторого
проникновения состава в толщу
фрикционного материала (этим
достигается дополнительная ад-
гезия - сцепление) составляет
около полутора миллиметров.
По меркам трибологии - до-
статочно много. Однако запас
этот необходим прежде всего
для того, чтобы обеспечить
плотное прилегание рабоче-
го материала колодки даже к
сильно изношенному тормоз-
ному диску. Не секрет, что из-за
тяжелых условий эксплуатации,
в том числе большого количе-
ства грязи на наших дорогах, а
также применения недорогих
тормозных колодок невысокого
качества, рабочая поверхность
тормозных дисков за совсем
небольшой срок становится ре-
бристой. Для притирки к такой
новой, ровной, гладкой поверх-
ности колодки потребуется не
один десяток торможений. При
этом в зонах соприкосновения
вершин бороздок с фрикцион-
ным материалом будет наблю-
даться значительный нагрев
контактных поверхностей, в то
время как во впадинах темпера-
тура будет относительно не вы-
сокой, поскольку соприкосно-
вения материалов там может и
вовсе не наблюдаться. Сильный
перепад температур, возника-
ющий на небольших площадях,
приводит к возникновению
значительных внутренних на-
пряжений в материале и даже
образованию в нем микротре-
щин. Для деталей тормозных
механизмов это очень плохо.
Так вот, нанесенное на по-
верхность колодки силикатное
покрытие Cotée не просто
интеллектуально регулирует
скорость износа пограничного
слоя, обеспечивая максималь-
ную площадь контакта в паре
трения и, соответственно, наи-
больший тормозной момент,
но и гарантирует эффективный
теплоотвод из зоны контакта.
Этим исключается сама воз-
можность перегрева отдельных,
контактирующих под макси-
мальным давлением, участков
фрикциона и диска.
Наиболее наглядно пре-
имущество новой технологии
отражают цифры, полученные
специалистами RDW - неза-
висимого сертификационно-
го центра по испытаниям и
одобрению типов транспортных
средств и их компонентов.
Тесты новинки проводились
на испытательном полигоне
RDW, расположенном в городе
Лелистад (Нидерланды). Для
того чтобы гарантировать объ-
ективность полученных данных
в качестве соперников колодкам
TRW Cotec инженеры RDW взя-
ли продукцию трех весьма ува-
жаемых компаний-конкурентов.
То есть соперники принадлежа-
ли, если так можно выразиться,
к одной - высшей касте. Для
минимизации погрешности из-
мерения проводились на одном
и том же автомобиле при одних
и тех же погодных условиях
(скорость ветра, влажность и
температура окружающего воз-
духа) и, естественно, нагрузке
авто. Само собой разумеется, не
менялся и вес тест-пилота.
В ходе испытаний эксперты
зафиксировали сокращение
укомплектованной тормозными
колодками TRW с покрытием
Cotec на 2,91 метра, по отноше-
нию к показаниям, достигнутым
с колодками соперников. Ре-
зультат - более чем наглядный
и в комментариях не нуждается.
Справедливости ради отме-
тим, что после полноценной
притирки фрикционных пар
тормозных механизмов разрыв
между конкурентами несколько
сократился. Однако наилучший
результат при первых торможе-
ниях показала продукция TRW.
Это означает, что применение
тормозных колодок с технологи-
ей Cotec фактически позволяет
вычеркнуть из инструкций
по эксплуатации автомобилей
само упоминание о приработке
тормозных механизмов. Техника
сделала еще один шаг в своем
развитии и продвижению этому
мы обязаны инженерам TRW.
2
А в током поненты ■
Август 2012
предыдущая страница 3 Автокомпоненты 2012 8 читать онлайн следующая страница 5 Автокомпоненты 2012 8 читать онлайн Домой Выключить/включить текст