Ры нок компонентов
холодильников до навигаторов,
видеорегистраторов, акусти-
ческих систем и, конечно же,
дополнительной светотехники.
Подключая их к бортовой сети
своей машины, автолюбитель
часто просто не догадывается,
что ее перегружает, а возможно-
сти штатного генератора строго
ограничены. Рассчитывать на то,
что дополнительную электро-
энергию можно бесконечно брать
из аккумуляторной батареи
также не приходится, особенно
когда под капотом авто в силу
плотной компоновки умещается
небольшая по емкости, скажем,
35-амперная батарея. Мощная
акустическая система с парой
сабвуферов обескровит такую
при заглушенном двигателе всего
за полтора-два часа. Учитывая
то, что суммарная мощность
включенных в цепь потребителей
может достигать двух и более
киловатт, конструкторы специ-
ализированных заводов автомо-
бильного электрооборудования
разрабатывают более мощные
генераторы, которые могут без
каких-либо переделок крепления
или электрических подключений
устанавливаться взамен штатных
агрегатов. Мощные генераторы
выдают на-гора 100, а то и 120
Ампер, то есть превосходят по
мощности стандартные образцы
на 30-50 %. Возникает резонный
вопрос - а выдержит ли электро-
проводка автомобиля более мощ-
ный источник электроэнергии?
Разберем его по порядку.
Электрическая сеть автомоби-
ля состоит из слабо- и сильно-
точных цепей. В последнюю
включены такие компоненты,
как аккумуляторная батарея,
зывают между собой провода
большого сечения, способные
проводить без существенного
нагрева весьма серьезные токи
250-300 Ампер, а то и больше.
Заметим, что для обеспечения
высокой надежности и безопас-
ности с точки зрения возмож-
ности возникновения возгорания
из-за перегрева (при протекании
больших токов проводники мало-
го сечения сильно нагреваются)
провода сильноточной цепи
имеют двойной, а то и тройной
запас по сечению. Это означает,
что если в электроцепи автомо-
биля конструктивно предусмо-
трена установка генератора на 80
Ампер, то провода, связывающие
его с потребителями электро-
энергии, подобраны из расчета
пропускания токов минимум 160,
а то и всех 200-250 Ампер. Сле-
довательно, при установке в цепь
более мощного агрегата перегруз-
ки проводов сопровождаемой их
нагревом с оплавлением оплетки
и замыканием на массу (корпус
автомобиля) и прочих негатив-
ных последствий наблюдаться
не будет. Для справки - самые
мощные провода в автомобиле
связывают стартер с аккумуля-
торной батареей. Проводники
большого сечения необходимы,
так как при холодной прокрутке
мотора, особенно в зимнее время,
стартер в зависимости от его
конструкции (редукторный или
безредукторный) потребляет ток
250-300 Ампер.
Итак, с силовой сетью разо-
брались, теперь пришла пора
оценить возможности слаботоч-
ных цепей, на которых «висят»
все остальные потребители
электрического тока, начиная
от светотехнических приборов,
заканчивая моторчиком печки и
электрическими вентиляторами
системы охлаждения. Провода,
образующие данную силовую
цепь, само собой разумеется,
также имеют запас по сечению
и могут пропускать через себя
двойные от расчетных токи. Кро-
ме того, все ответственные линии
в обязательном порядке защище-
ны плавкими предохранителями.
Если вместо них не установле-
ны «жучки» из канцелярских
скрепок, а сами предохранители
качественные, изготовленные
на заводах серьезных компаний,
то даже если в цепи и возникнет
перегрузка, на своем посту сгорит
«защитник», а не автомобиль. Вы-
ходит, что увеличение мощности
генератора в полтора-два раза
никоим образом не отразится на
Как мы уже упоминали выше,
более мощный генератор со-
хранит энергетический баланс
электросистемы автомобиля
в случае, когда на ее слаботоч-
ную сеть «навешено» большое
количество различных потреби-
телей. Запас прочности электро-
установки также будет весьма
полезен машинам, работающим
в больших городах, при пере-
движении в режиме старт-стоп
и продолжительным стоянием в
пробках. В этом случае излишек
в 40 Ампер будет гарантией того,
что при включении светотехники,
климатической установки, обо-
грева (стекол, сидений, зеркал), а
также мультимедийного комплек-
са, генератор покроет все потреб-
ности приборов, да еще и будет
иметь силы для подзарядки акку-
муляторной батареи. Последнее
особенно актуально в холодное
время года, когда из-за замедле-
ния химических реакций в АКБ
она плохо принимает заряд. В
случае же падения плотности
электролита, что свидетельствует
о разряде батареи, возможно ее
размораживание - повреждение
в результате образования льда
внутри корпуса. Выходит, что
мощный генератор страхует и
от этой неприятной неожидан-
ности. Теперь развеем слухи о
том, что более мощный генератор
приводит к перезаряду аккуму-
ляторной батареи, выкипанию
электролита, сульфатации и, как
следствие, выходу АКБ из строя.
Во-первых, такое возможно даже
со слабым 65-амперным гене-
ратором, если вышло из строя
реле-регулятор напряжения. Увы,
поломка этого ответственного
узла, который на большинстве со-
временных генераторов встроен
в их корпус, случается не так уж
и редко. Виной тому, по большей
части, агрессивная среда, а точнее
противогололедные реагенты,
которыми обильно поливают
дороги больших городов. Само
собой разумеется, мощный агре-
гат, выдающий не 65, а 120 Ампер
быстрее закипятит аккумулятор,
поэтому при первых же сим-
птомах отказа реле-регулятора
необходимо немедленно обра-
титься на станцию технического
обслуживания конкретной марки
автомобиля или в специализиро-
ванную мастерскую по ремонту
генераторов. Благо данную услугу
сегодня оказывают десятки раз-
личных компаний, а ремонт агре-
гата занимает не более двух часов,
не считая его снятия и установки.
Регулирую щ ая электрон ика
долж на бы ть надеж но сп рятан а от
агресси вн ого воздействи я внеш ней
среды .
Д аж е от таких «просты х» эл ем ен -
тов, нан угольны е кон такты , зав и -
сят харантеристини агрегата.
У мощ ных ген ераторов
со врем ен н ы е н адеж н ы е диоды и
три «гармоники».
Чем более нагружен агрегат, тем
сильн ее он н агревается и тем
эф ф ек ти в н ее долж на бы ть систем а
его охлаж дения. М ногое зави сит от
ф орм ы кры льчатки.
А втономпоненты ■
Август 2012
19
предыдущая страница 21 Автокомпоненты 2012 8 читать онлайн следующая страница 23 Автокомпоненты 2012 8 читать онлайн Домой Выключить/включить текст