Рынок компонентов
Торжество интеллекта
Денис Миронов
Фото производителя
Кто бы мог подумать, что
в сальниках, применяемых на
автомобильном транспорте,
появятся встроенные беспро-
водные температурные дат-
чики. Между тем, для ком-
пании Собесе такие модели
являются серийно изготавли-
ваемыми изделиями.
Если рассматривать ком-
панию Corteco, входящую в
концерн Freudenberg, то ее
основной специализацией,
как производственника, был,
есть и будет выпуск различных
уплотнений как то: сальни-
ков, маслосъемных колпачков,
уплотнительных манжет. По
сути именно с этих комплек-
тующих, деталей машин и
механизмов началось развитие
фирмы. Элементы подвески,
фильтры, шланги тормозной
системы появились в продук-
товой линейке Corteco гораздо
позже, и произошло это под
влиянием управляющего кон-
церна Freudenberg, в который,
как мы знаем, сегодня входит
фирма. Позволим себе приве-
сти небольшую историческую
справку. Первый сальник или
вернее оригинальное уплотне-
ние, имеющее гибкий модуль,
было спроектировано в 1929
году инженером Freudenberg
господином Вальтером Зимме-
ром, а производство продукции
на заводе Corteco (год основа-
ния компании 1932) началось
только в 1936 году. То есть от
чертежа на бумаге, до разработ-
ки технологического процесса
и запуска производства прошло
семь лет! Опытные образцы и
пилотные партии в расчет не
принимаем. Однако только тот,
кто основательно готовится к
лидерству, и достигает вершин.
Что, собственно говоря, мы се-
годня и наблюдаем. Продукция
фирмы пользуется доверием как 1
4
14
А в током поненты ■
Август 2012
у производителей автомоби-
лей, так и устойчивым спросом
у ремонтных организаций,
частных автовладельцев. Еще
один интересный факт, несмо-
тря на долгие годы успешного
сотрудничества между СоПесо и
РгеибепЬе^, последний только
в 1996 году выкупил управляю-
щий пакет акций производителя
уплотнений, получив не только
сильного партнера, но и про-
водника продукции холдинга
на рынок запасных частей. Но
вернемся к началу нашего раз-
говора, а именно к современным
сальникам и уплотнениям,
которые производит сегодня
компания СоНесо.
В отличие от продукции деся-
тилетней давности, уплотняю-
щий материал манжет совре-
менных изделий имеет весьма
сложную химическую формулу.
Одним из важных компонентов,
добавляемых в эластомеры при
их производстве, является хи-
мическое соединение тефлона.
Для чего оно нужно? А для того,
чтобы обеспечивать герметич-
ность уплотнений выходных
валов двигателей, коробок пере-
мены передач, мостов, цапф
ступиц и ряда гидравлических
цилиндров, работающих в
условиях предельных нагрузок.
Скажем так, сальники, имею-
щие защитное или, как вариант,
опорно-направляющее кольцо,
изготовленное из материала
содержащего тефлон - полите-
трафторэтилен (Р.Т.КЕ), могут
работать как при высоких -
более 50 МПа - давлениях, так
и в условиях агрессивных сред.
Способность стойко противо-
стоять кислотам, щелочам
или всевозможным органиче-
ским растворителям, делает
спектр применения уплотне-
ний СоПесо очень широким.
Особенно ценят это качество
производители специаль-
ных машин, условия работы
которых можно смело отнести
к экстремальным. Само собой
разумеется, для гражданских
автомобилей передовые тех-
нологии необходимы, прежде
всего, для обеспечения надеж-
ности и безотказности узлов
и агрегатов. Чтобы поменять
потекший сальник коленчатого
вала в современной машине,
нередко приходится разбирать
«полпередка». Стоимость работ
при этом превосходит цену
сальника в несколько порядков!
Также отметим, что в случае
использования сальников, из-
готовленных по Р.Т.ЕЕ техно-
логии, в легковом автомобиле-
строении, наличие в материале
уплотнения тефлона исключает
перегрев рабочей кромки
манжеты и преждевременный
ее износ. Кроме того, тефлон
снижает трение в зоне контакта
шторы с валом как при высо-
ких, так и низких температурах,
что благотворно сказывается на
КПД агрегатов и соответствен-
но расходе топлива. Низкий
коэффициент трения достигнут
также благодаря конструктив-
ной особенности строения са-
мой уплотняющей шторы. Рас-
пределение векторов сил в ней
таково, что для герметизации
соединения с валом примене-
ния традиционного замкового
механизма в виде расположен-
ной внутри пружины, стяги-
вающей контактные кромки,
не требуется. Это есть одна из
ключевых особенностей со-
временных сальников СоПесо,
которая позволяет практически
полностью исключить образо-
вание кольцевой выработки на
контактирующих с уплотнением
поверхностях валов. Механи-
ки, применяющие для ремон-
та сальники традиционной
конструкции с манжетами, име-
ющими замковые механизмы,
часто при их замене вынуждены
немного недопрессовывать
новую деталь, чтобы изменить
(сдвинуть) поверхность контак-
та. С сальниками СоПесо этого
делать не требуется. Единствен-
ное, что необходимо строго
соблюдать при монтаже уплот-
нений, так это в обязательном
порядке использовать техноло-
гические оправки необходимые
для посадки манжет на вал.
Эти нехитрые конусообразные
приспособления призваны не
допустить повреждения рабо-
чих кромок штор. Несмотря на
то, что данные приемы описаны
еще в учебниках для инженер-
ного персонала издания 30-40
летней давности, как показыва-
ет практика, нынешние мастера
нарушают ее сплошь и рядом.
Наибольший же интерес в
продуктовой линейке Corteco
представляют уплотнения со
встроенными датчиками! Да,
да, не удивляйтесь. В саль-
никах появились датчики.
Причем не важно, работает
ли уплотнение в агрегатах
трансмиссии или двигателе, в
него встроен беспроводный
микродатчик, фиксирующий
температуру рабочей жидко-
сти (читай, масла). В случае
критического повышения или
понижения запрограммиро-
ванного порога срабатывания
«жучок» дает соответствующий
сигнал главному компьютеру
управления авто. При этом на
панели приборов загорается
соответствующая пиктограмма,
извещающая шофера о том, что
ему необходимо отогнать авто в
сервисный центр. Заметим, что
сама по себе идея оснащения
уплотнений некими следящими
устройствами не нова. Раньше
комплектующие с беспровод-
ными микродатчиками приме-
нялись на промышленном обо-
рудовании, устанавливаемом
на заводах и фабриках. Сегодня
обкатанные и доведенные до
совершенства технологии пере-
кочевали и в автомобильный
сектор. И за примерами далеко
ходить не нужно. На послед-
них моделях машин компаний
Mercedes-Benz и BMW уже при-
меняются «чипованные» уплот-
нения Corteco. К сожалению, на
вторичном рынке сальники со
встроенными беспроводными
датчиками пока не присутству-
ют, но это дело ближайшего
времени.
предыдущая страница 16 Автокомпоненты 2012 8 читать онлайн следующая страница 18 Автокомпоненты 2012 8 читать онлайн Домой Выключить/включить текст