Сервис. Эксплуатация, □борудование
помочь ему, когда требуется
дополнительная мощность. И
полные, и умеренные гибриды
используют ДВС при достиже-
нии более высоких скоростей
(приблизительно 30-40 км/ч или
больше).
На полногибридной схеме
привода стоит остановиться
подробнее. Рассмотрим ее на
примере самого популярного
обладателя - Toyota Prius по-
следнего (третьего) поколения,
поступившего в официальную
продажу и в нашей стране.
В этой модели используется
фирменная система приво-
да компании Toyota - Hybrid
Synergy Drive (HSD), также
применяемая и на машинах под
маркой Lexus.
Конструкция нового по-
коления гибридной системы
Hybrid Synergy Drive с последо-
вательно-параллельной схемой
включает в себя 1,8-литровый
бензиновый мотор, работающий
по циклу Аткинсона, мощный
электродвигатель, генератор, ем-
кую аккумуляторную батарею,
блок управления электропита-
нием, устройство распределения
мощности. Последний узел
представляет собой планетар-
ный механизм, объединяющий
и распределяющий мощность
двигателя, электродвигателя и
генератора в зависимости от
режима работы.
Электродвигатель, генератор
и устройство распределения
мощности собраны в одном
узле, который отличается
компактностью и легкостью,
сравним по габаритам с обыч-
ной коробкой передач. Благо-
даря этому инженерам удалось
легко вписать гибридную
систему Hybrid Synergy Drive в
платформу Prius с расположен-
ным спереди двигателем. Новая
трансмиссия в сборе с главной
передачей является сердцем
гибридного привода Hybrid
Synergy Drive.
Во время замедления и
торможения электродвигатель
работает как генератор высокой
мощности. Такая рекуператив-
ная система торможения путем
преобразования кинетической
энергии (она обычно рассеива-
ется при торможении и замедле-
нии) в электрическую, которая
запасается в аккумуляторной
батарее повышенной емкости.
Мощный синхронный
электродвигатель, развивающий
мощность 60 кВт, на постоян-
ных магнитах подключается
к бензиновому двигателю для
улучшения разгона, а также мо-
жет приводить колеса отдельно
при задействовании режима
движения на электроприво-
де. Данный электродвигатель
обладает меньшей массой, чем
электродвигатель, устанав-
ливавшийся на предыдущую
модель, но в то же время он раз-
вивает на 20 % большую мощ-
ность (максимальный крутящий
момент составляет 207 Нм в
диапазоне 0-13000 об/мин),
а также является более мощ-
ным, чем электродвигатели,
используемые в среднегибрид-
ных системах. Такой высокий
показатель достигается за счет
увеличения более чем в два
раза частоты вращения вала
электродвигателя и повышения
крутящего момента благодаря
применению нового редуктора в
коробке передач.
Конструкторы отказались от
жидкостной системы охлаж-
дения электродвигателя и по-
высили максимальное рабочее
напряжение с 500 до 650 В.
Однако в обычном режиме дви-
жения, когда в максимальной
мощности нет необходимости,
на электродвигатель подается
более низкое напряжение, что
повышает топливную экономич-
ность.
Как и электродвигатель, ге-
нератор является синхронным,
переменного тока. Развивая
мощность 42 кВт, он выполняет
разнообразные функции в ги-
бридной системе Hybrid Synergy
Drive.
В автомобиле не предусмо-
трен стартер, и генератор ис-
пользуется для запуска бензи-
нового двигателя. В обычных
условиях движения мощность
двигателя используется не-
посредственно для привода
ведущих колес и вращения
генератора, который, в свою
очередь, через блок управления
мощностью приводит в движе-
ние электродвигатель, а также
заряжает высоковольтную ак-
кумуляторную батарею. Кроме
того, для обеспечения макси-
мальной топливной экономич-
ности в системе гибридного
привода генератор регулирует
обороты ДВС.
Когда потребность в работе
бензинового двигателя отпадает,
генератор выключает его. Если
Prius в течение длительного
времени приводится в движе-
ние только электродвигателем,
генератор запускает двигатель. В
этом случае двигатель приводит
в действие генератор, который
подзаряжает аккумуляторную
батарею.
В конструкцию гибридной
системы Hybrid Synergy Drive
входит никель-металлогидрид-
ная аккумуляторная батарея
напряжением 202 В. Она может
питать маршевый электродви-
гатель в режиме движения на
электротяге. Максимальную
мощность аккумуляторной
батареи повысили на 2 кВт до
27 кВт, что позволило улучшить
плавность работы электродвига-
теля при трогании автомобиля
с места.
Блок управления электропи-
танием системы Hybrid Synergy
Drive сравним по размерам с
обычной 12-вольтной аккуму-
ляторной батареей и включает в
себя следующие устройства:
• повышающий трансформа-
тор, который подает высокое на-
пряжение на электродвигатель,
генератор и аккумуляторную
батарею для увеличения мощ-
ности гибридной системы;
• инвертор электродвигателя/
генератора, преобразующий по-
стоянное напряжение аккуму-
ляторной батареи в переменное
напряжение, необходимое для
привода электродвигателя;
• преобразователь напряже-
ния, который уменьшает высо-
кое напряжение 202-вольтной
аккумуляторной батареи до 14 В,
60
Автокомпоненты ■
Июль 2012
предыдущая страница 63 Автокомпоненты 2012 7 читать онлайн следующая страница 65 Автокомпоненты 2012 7 читать онлайн Домой Выключить/включить текст