Ф изика, нинематика и
подводные намни
Для чего предназначено
рулевое колесо? Понятно для
чего - управлять автомоби-
лем! А раз так, то процесс этот
с тюнинговой «баранкой» не
должен быть сложнее, труднее,
неудобнее, чем со штатным
колесом. То есть, как в меди-
цине, необходимо следовать
принципу - не навреди. Дело
в том, что зачастую «баранки»
приобретаемые любителем
тюнинга имеют диаметр меньше
чем штатное колесо. «И что из
этого?» - спросит пытливый
читатель, а то, что чем меньше
диаметр, тем больше сил не-
обходимо приложить к рулю для
его поворота. В этом нет ничего
загадочного - сплошная физика,
а вернее, правило рычага, кото-
рое гласит - чем меньше рычаг,
тем большая требуется сила и
наоборот. Справедливости ради
отметим, что гидравлические
и электрические усилители
рулевого управления, которые
присутствуют практически
в каждом современном авто-
мобиле, если, конечно, это не
бюджетный авто в базовой
комплектации, нивелируют
уменьшение диаметра рулевого
колеса (читай уменьшение плеча
рычага). Однако, если «баранка»
имеет очень маленький диаметр,
как, к примеру, на гоночных
автомобилях, то неопытному
водителю придется туго, так как
ему не удастся с непривычки на
все 100 % отслеживать поведе-
ние машины и контролировать
ее поведение на дороге. Почему?
Да потому, что сам рулевой
механизм - непосредственно
привод - никаких изменений не
претерпел. То есть его кинема-
тика не изменилась, и пере-
даточное отношение осталось
прежним. Ситуацию ухудшает
еще и эффект «притупления»
реакций на руле (имеется в
виду обратная реакция: рулевое
колесо - дорога), который дают
гидравлические и электриче-
ские усилители. Какой из этого
делаем вывод? Правильно - по-
купая тюнинговую «баранку»,
стараемся, чтобы ее диаметр
примерно соответствовал диа-
втомобильные аксессуары
метру родного штурвала.
Однако и это еще не самое
неприятное, что может ожидать
вас при установке нового руля.
Дело в том, что для монтажа
универсальной тюнинговой
«баранки» на штатное место
обязательно потребуются
специальные, предназначенные
для конкретно взятой машины
переходники, проставки, или
адаптеры. И что из этого? А то,
что любой из этих элементов
невольно приблизит рулевое
колесо к водителю, то есть нару-
шит оптимальную, скрупулезно
подобранную конструктором
автомобиля посадку водителя.
Ведь его руки, чтобы надежно
держать руль, должны будут
сильнее согнуться в локтях. А
теперь откровение для многих
автовладельцев - оптимальный
угол, под которым находятся
руки водителя, держащие руле-
вое колесо, является величиной,
которую инженеры-автострои-
тели подбирают с особым стара-
нием. От него зависит, насколь-
ко удобно и быстро человек
сможет вращать «баранку», как
эффективно будет передаваться
крутящий момент и даже то,
будут затекать руки водителя
при длительной езде по прямой
дороге (перегоны между города-
ми) или нет. Словом, вторгаясь
в четко просчитанный меха-
низм, мы невольно наносим
ему вред. Особенно большие
проблемы в этом случае несут
чашеобразные рулевые колеса
с сильно выгнутыми спицами.
Они еще сильнее приближают
обод колеса к водителю, вынуж-
дая его дополнительно сгибать
руки в локтевом суставе. А что
нам мешает для компенсации
этого просто отодвинуть сиде-
ние? Абсолютно ничего! Только
для того чтобы жать на педали
придется нарастить каблуки на
туфлях или удлинить ноги -
что кому нравится. Людям
с нестандартной фигурой, а
именно: короткими руками и
длинными ногами, перестановка
руля неудобств не принесет. Но
много ли таких индивидуумов?
Итак, какой делаем второй
вывод? Правильно - дабы не
вносить изменения в эргоно-
ухудшать посадку водителя не-
обходимо, чтобы рулевое колесо
комплектовалось адаптерами,
сохраняющими его «вылет». От-
кроем маленькую тайну - такие
комплекты, правда, не для всех
машин, имеются в наличии у
всемирно известных произво-
дителей тюнинговых рулевых
колес. Так и хочется сказать -
спрашивайте в магазинах ваше-
го города.
..
Казалось бы, подводные кам-
ни пройдены. А вот и нет! На
удобство управления автомо-
билем оказывает также влияние
и (кто бы мог подумать) масса
рулевого колеса. И в этом нет
ничего удивительного, ведь руль
есть тело вращения, а значит,
имеет и свой момент инерции.
Рулевые колеса с толстенными
спицами из полированной до
зеркального блеска стали или
покрытые хромом выглядят
просто завораживающе и капи-
тально, но почему-то наиболее
ценятся рули, каркасы которых
изготовлены из легких сплавов
или вообще имеют трубчатую
конструкцию. А казалось бы -
мелочь! Справедливости ради
отметим, что для целей стай-
линга, то есть по-простому -
украшательства, масса рулевого
колеса не играет особого значе-
ния до тех пор, пока любитель
тюнинга не пожелает отжечь
на своей «тачке». Интенсивная
рулежка требует легкого колеса,
которое, ко всему прочему, име-
ет и удобный хват. А вот и еще
один подводный камешек. Часто
красивый руль, скажем так - не-
важно лежит в руках. Например,
его обод может быть излишне
тонким или напротив тол-
стым. Еще хуже, если материал
отделки обладает излишней
мягкостью и буквально течет
в руках. Неприятны и приме-
няемые в качестве отделочных
материалов скользкие пластики.
Когда жарко и руки (вернее ла-
дони рук) потеют, то «баранка»
просто становится скользкой.
Процесс потения естественный,
Автокомпоненты ■
Июль 2012
47
предыдущая страница 50 Автокомпоненты 2012 7 читать онлайн следующая страница 52 Автокомпоненты 2012 7 читать онлайн Домой Выключить/включить текст