Автомобильные аксессуары
внутри него. Основной недоста-
ток термоконтейнеров и термо-
сумок заключается в том, что
они не могут долго сохранять
внутри себя спасительную для
продуктов питания прохладу.
Главная причина тому - малый
запас энергии аккумуляторов
холода и быстрый выход холод-
ного воздуха из охлаждаемого
объема при открытии крышки.
Чем чаще мы достаем продук-
ты, тем интенсивнее процессы
теплообмена и быстрее подни-
мается температура в контей-
нере (сумке). Поэтому самый
оптимальный вариант приме-
нения данных аксессуаров это
непродолжительное, не более
трех - пяти часов, хранение про-
дуктов питания без открытия
крышки. Для того, чтобы под-
держивать в замкнутом объеме
температуру необходимо чтобы
в сумке или контейнере имелся
постоянный источник холода. С
таким устройством контейнер
превращается в холодильник.
С холодным сердцем
Практически девяносто про-
центов рынка автохолодильни-
ков занимают устройства, ра-
ботающие по принципу Пелтье.
В чем заключается этот самый
принцип? Если пропустить
постоянный электрический ток
через термоэлементы, состоящие
из набора полупроводниковых
пластин, часть которых нахо-
дится внутри камеры автомо-
бильного холодильника, а другая
снаружи, то происходит охлаж-
дение первых с нагревом вторых.
Тепло с наружных пластин рассе-
ивается путем продувания их
встроенным вентилятором. Его
выходное отверстие - вентиля-
ционная отдушина - разумеется,
не должна быть ничем закрыта!
В противном случае темпера-
турный баланс будет нарушен, и
прибор не будет работать с мак-
симальной отдачей. Поскольку
постоянный электрический ток
имеет полярность, то изменив ее,
мы автоматически превращаем
холодильник в духовой шкаф.
Иными словами, путем простой
«переполюсовки» мы меняем
функцию прибора на прямо
противоположную. Об этом мы
еще упомянем в нашем материа-
ле, а пока акцентируем внимание
на главной функции автомобиль-
ного холодильника - собственно
создания и поддержания в зам-
кнутом объеме низкой темпера-
туры и охлаждении продуктов
питания.
Как правило, полезный объем
холодильников, работающих на
эффекте Пелтье, не превышает
35 литров. Среди устройств есть
и десятилитровые «малыши»,
приобретаемые в основном пу-
тешественниками, предпочитаю-
щими отправляться в странствия
в одиночку и двадцатилитровые
«середняки», рассчитанные
на семейную пару без детей. В
холодильники максимального же
объема - 30 и более литров, мож-
но уложить суточный запас про-
дуктов на целую семью, напри-
мер из четырех человек. Главное,
чтобы в машине под «гиганта»
нашлось достаточно места. Бла-
годаря отсутствию компрессора,
хладагента и трубопроводов тер-
моэлектрические холодильники
с одной стороны не предъявляют
каких-либо требований к их
пространственному положению.
Их можно располагать верти-
кально, горизонтально, под
углом или даже вверх тормаш-
ками(!), главное чтобы от тряски
не открывалась крышка и не
перекрывался воздуховод, через
который вентилятор продувает
наружные пластины термоэле-
мента. С другой стороны следует
помнить, что термоэлектриче-
ский холодильник не всесилен.
Температура внутри него сильно
зависит от наружной. Скажем,
если положить холодильник
в багажник седана, то жарким
летом в разогретой солнцем «ду-
шегубке» он просто физически
не сможет поддерживать низкую
температуру. Дело в том, что при
работе термоэлектрического
элемента с максимально возмож-
ной мощностью, температура
внутри холодильника будет на
18-25 градусов ниже темпера-
туры окружающего воздуха. А,
как известно, под воздействием
солнечной радиации столбик
термометра, уложенного в
багажник седана темного цвета,
легко уходит за отметку в 50
градусов Цельсия. Примитив-
ные расчеты показывают, что
в таких условиях температура
внутри холодильника составит
около плюс 20 градусов! Что
же получается, автомобильный
холодильник есть абсолютно не-
нужная и бессмысленная веешь?
Отнюдь! Пример с багажником
мы привели не случайно, ибо,
если авто имеет кузов типа «уни-
версал» и ему подобный, да еще
и оборудован кондиционером,
системой климат контроля, то
отправной точкой для внутрен-
ней температуры в холодильной
камере станет уже не 50 °С, а
20 °С. Разместив холодильник
внутри салона авто, мы выхо-
дим на около нулевую или даже
отрицательную температуру! А
это уже, согласитесь, полностью
меняет расклад дел и делает
автохолодильник действительно
полезным прибором, способным
сохранить продукты питания на
протяжении всего пути следо-
вания до цели. Даже если путь
отнимет два-три дня.
Еще один неоспоримый плюс
термоэлектрического холодиль-
ника это то, что он абсолютно не
подвержен влиянию вибраций.
А не секрет, что передвижение
по нашим дорогам, особенно
если они проходят по россий-
ской глубинке, куда и стремятся
автотуристы от суеты больших
городов, сопряжено с сильной
вибронагруженностью как
подвески, так и всего того, что
находится в салоне авто.
Приобретая холодильник,
работающий по принципу Пел-
тье, выбирайте модель, которая
имеет либо переключатель на
питание от бытовой сети на-
пряжением 220 Вольт и частотой
50 Герц, либо комплектуется
отдельным блоком питания, ко-
торый преобразует напряжение
бытовой сети в постоянный ток
напряжением 12 Вольт. Для чего
это нужно? В случае ночевки
в кемпинге или гостинице вы мо-
жете взять холодильник с собой
в номер, и он не просто сохранит
низкую температуру в своем
объеме, но и даже снизит ее на
несколько градусов, благодаря
тому, что температура возду-
ха в помещении летом всегда
ниже, чем на открытом солнце.
Не стоит забывать и о том, что
отключенный от бортовой сети
электроприбор не будет вы-
сасывать энергию из аккумуля-
торной батареи, а значит утром,
после ночевки, вы гарантиро-
ванно пустите мотор машины.
Справедливости ради отметим,
что большинство современных
Автокомпоненты ■
Июль 2012
43
предыдущая страница 46 Автокомпоненты 2012 7 читать онлайн следующая страница 48 Автокомпоненты 2012 7 читать онлайн Домой Выключить/включить текст