Рынон компонентов
Сила трения
Самая же многочисленная
группа ремней, применяемых в
автомобиле, осуществляет пере-
дачу крутящего момента за счет
силы трения в зоне контакта
ремня и шкива и поэтому от-
носится к виду фрикционных.
Принцип действия фрикцион-
ных ремней выглядит следую-
щим образом: конусная часть
ремня (одна или несколько, в
зависимости от разновидности)
входит в ручей шкива. Посколь-
ку углы, под которыми располо-
жены щеки шкива и рабочие по-
верхности ремня относительно
продольной оси, имеют разные
значения, происходит некоторое
заклинивание ремня в шкиве,
чем и обеспечиваются проворот
привода и передача крутящего
момента. Усилие, с которым
происходит заклинивание,
строго рассчитывается при
проектировании передачи и за-
висит как от геометрии рабочих
поверхностей, выполненных в
виде конуса, так и натяга ремня.
Последний регулируется при
помощи специальных роликов
с автоматическим механизмом
подвода, изготовленным из пру-
жины, имеющей строго тари-
рованное усилие, либо регули-
ровка осуществляется вручную
путем перемещения приводного
агрегата с установленным на его
оси шкивом относительно точки
его крепления. В последнем
случае точность соблюдения
требуемого усилия натяга кон-
тролируется по прогибу одной
из ветвей ремня (как правило,
самой длинной) при приложе-
нии к ее центру определенного
усилия. Для облегчения данной
операции в мастерских при-
меняются специальные измери-
тельные приборы с динамоме-
трами. Несоблюдение параметра
натяжения ремня приводит к
его проскальзыванию на шкиве,
приводящему к повышенному
износу рабочих поверхностей, а
также к падению значения пере-
даваемого крутящего момента.
Изношенный или натянутый с
меньшим усилием ремень про-
явит себя визгом при пуске
холодного мотора. Примене-
ние различных аэрозолей (на-
родное средство «кока-кола»),
предназначенных для «вос-
становления» работоспособ-
ности ремня, приносит лишь
временный результат. Если ре-
мень «засвистел», то его необ-
ходимо либо подтянуть, либо
заменить. В противном случае
вы рискуете остаться без при-
вода генератора, компрессора
климатической установки или
вентилятора системы охлаж-
дения в самое неподходящее
время. Выпускаемые сегодня
клиновые ремни по отноше-
нию ширины верхней поверх-
ности к высоте грубо делятся на
две группы. Первая представляет
собой узкие с отношением 0,8,
а вторая - классические ремни
с отношением до 1,2. И те, и
другие нашли широкое при-
менение в автомобилестроении.
Чтобы обеспечить максималь-
но возможную надежность
ременного привода, особенно
когда речь идет о мощных
внедорожниках, для которых,
например, обрыв ремня привода
насоса гидроусилителя чреват
резким возрастанием усилия на
рулевом колесе, конструкторы
на один шкив могут устанав-
ливать по два клиновых ремня.
Данное техническое решение
также позволяет значительно
увеличить и передаваемый
крутящий момент. Поскольку
шкив, рассчитанный на два
ремня, имеет большую ширину,
то соответственно, по правилу
рычага, он создает и большую
нагрузку на подшипниковые
узлы, а, следовательно, при дан-
ной схеме передачи крутящего
момента необходимо особенно
точно выдерживать значения
натяга ремней. Важное обсто-
ятельство. Если по каким-ли-
бо причинам в пути один из
ремней был заменен новым, то
сразу по прибытию на станцию
технического обслуживания
необходимо заменить новым
и второй ремень. Если этого
не сделать, то из-за разницы в
износе рабочих поверхностей
ремни будут работать с различ-
ной нагрузкой, что приведет к
ускоренному износу того, на ко-
торый ляжет основная нагрузка
по передаче крутящего момента.
Но и это еще не самое плохое,
что может произойти. При
неравномерной нагрузке на вну-
тренние поверхности одного из
«ручьев» шкива они также будут
интенсивно изнашиваться. Это
приведет к тому, что геометрия
рабочих поверхностей шкива не
будет одинаковой, а значит, обе-
спечить равномерный натяг уже
новых ремней также не удастся,
и один из них будет нагружен
больше другого. В таких случаях
мастера сервисных станций
рекомендуют менять шкивы на
новые. Только такая мера может
гарантировать, безотказную
работу привода в течение срока,
отведенного регламентом по
техническому обслуживанию.
Чтобы минимизировать саму
возможность неравномерного
износа одного из ручьев шкива
двигателисты совместно с про-
изводителями ремней создали
гибридные приводные ленты,
состоящие из соединенных
вместе двух стандартных рем-
ней. Таким, например, явля-
ется ремень немецкой фирмы
ОрйЬек - ТгискРоугег КВХ.
Впрочем, подобную продукцию
предыдущая страница 21 Автокомпоненты 2012 7 читать онлайн следующая страница 23 Автокомпоненты 2012 7 читать онлайн Домой Выключить/включить текст