а В
Т в - ^
С е р в и с . Э к с п л у а т а ц и я . О б о р у д о в а н и е
Заменить
радиатор
-
это может быть просто!
Проблем ы с охлаж дением могут возникнуть внезапно,
наприм ер в м ом ент нахож дения в дорож ной пробне,
а могут проявляться постепенно. В лю бом случае о
в озм ож ности их появления нуж но всегда помнить, а при
обнаруж ении действовать адекватно и не паниковать. При
б лиж айш ем рассм отрении все м о ж е т оназаться не тан уж
и проблем атично.
Н иколай Протасов
Универсальны й принцип
работы
П
ринцип работы си-
стемы охлаждения оди-
наков для большинства
автомобилей и достаточно
прост: при запуске двигателя
жидкость начинает циркулиро-
вать но системе охлаждения в
так называемом «малом круге»,
включающем собственно двига-
тель и радиатор отопителя, и не
попадает в основной радиатор.
Тепло, отбираемое охлаждаю-
щей жидкостью от греющегося
двигателя, частично расходуется
на отопление внутреннего про-
странства салона.
Когда температура охлажда-
ющей жидкости (ОЖ) начинает
превышать соответствующий
уровень, обычно это 86-90°С,
термостат срабатывает, и жид-
кость начинает циркулировать
уже по т.н. большому кругу, в
котором ОЖ проходит через
радиатор двигателя. Если тем-
пература жидкости продолжает
повышаться и мощности потока
встречного воздуха, проходяще-
го через радиатор при движении
автомобиля, недостаточно для
поддерживания необходимого
теплообмена, то включается
принудительная вентиляция,
снижающая температуру ОЖ до
нормы.
Элементы системы охлаж-
дения проектируются таким
образом, чтобы при включении
вентилятора, независимо от тем-
пературы окружающего воздуха
и режима работы двигателя, их
теплообменной эффективности
было вполне достаточно для обе-
спечения рабочей температуры
ОЖ и, соответственно, двигателя
в пределах допустимых границ.
Однако в процессе эксплуата-
ции эффективность работы си-
стемы охлаждения падает. Пре-
жде всего, за счет пыли и грязи,
оседающих между ламелями
радиатора. В зазоры между эле-
ментами радиатора набиваются
насекомые. А если в радиаторе
появляются замасленные участ-
ки, то в этих местах особенно
интенсивно происходит скапли-
вание пыли, песка и т.д.
Внутри радиатора в трубках
оседает накипь, особенно интен-
сивно этот процесс протекает,
если в качестве ОЖ используется
или использовался прежде рас-
твор с низкой концентрацией
этиленгликоля, а то и просто
вода.
О сновны е д еф екты , или
С енреты долголетия
Внешнее и внутреннее за-
грязнение - главные факторы,
снижающие эффективность
работы радиатора. Однако до
определенного момента загряз-
нению как внутри, так и снаружи
можно противостоять, а также
восстановить производитель-
ность радиатора.
Для промывки радиатора
можно использовать мойки
высокого давления. Но нужно
помнить, что ламели радиатора
очень тонкие и мягкие, часто
даже попадающие при движении
в радиатор насекомые могут их
деформировать. Поэтому при
промывке нежелательно, чтобы
моющий пистолет располагался
ближе одного метра от по-
верхности радиатора, хотя это
расстояние, безусловно, зависит
от давления, с которым подается
вода. Важным моментом явля-
ется необходимость промывки
струей воды, направленной
строго перпендикулярно по-
верхности радиатора, изменение
угла падения струи обязательно
повредит ламели.
Для промывки радиатора
изнутри разработано много
препаратов, и, как правило,
промывку совмещают с заме-
ной ОЖ. Действовать следует
в соответствии с инструкцией
изготовителя. Обычно после
заливки в систему двигатель
должен поработать, погонять
раствор но системе охлаждения,
затем все, что находится в ней,
следует слить и заменить свежей
ОЖ. Специалисты рекомендуют
повторять эту процедуру при
каждой замене жидкости.
Из профилактических мер
рекомендуется периодически
проверять работу термостата.
Клапан термостата может не
реагировать на повышение
температуры ОЖ и оставать-
ся постоянно закрытым либо
оказывается заклиненным в
открытом положении. К сожа-
лению, часто подобное отклоне-
ние в работе термостата может
долго оставаться незамеченным,
однако пагубно действовать на
работу двигателя.
Некоторые водители могут
ездить с заблокированным
термостатом месяцами, и такие
случаи не единичны. Если авто-
мобиль используется не очень
интенсивно, то летом рабочая
температура ОЖ, безусловно, не-
сколько превышает норму, но до
поры до времени это не критич-
но, и явного перегрева двигателя
не наступает. А зимой, за счет
отбора теплоты на отопление
салона, система охлаждения
гем более как-то справляется с
охлаждением двигателя. Правда,
такая работа сильно вредит
мотору, снижает комфорт езды
и приводит к повышенному рас-
ходу топлива.
В других ситуациях двигатель
с трудом достигает рабочей
температуры, а в зимний период
вообще эксплуатируется при
температурах ниже рабочих. Это
практически на 100% свидетель-
ствует о поломке термостата,
клапан которого заклинило в
открытом положении. С таким
дефектом можно ездить, но для
пользы двигателя нужно термо-
стат поменять как можно скорее.
Несмотря на простоту про-
верки, блокировка термостата
довольно часто оказывается при-
чиной снижения эффективности
работы системы охлаждения.
А ведь для диагностики надо
лишь запустить двигатель после
остановки, по крайней мере, на
несколько часов, открыть капот
и сравнивать на ощупь нагрев
верхнего патрубка, подводящего
ОЖ к термостату, и температуру
патрубка, идущего к радиато-
ру. Если патрубки нагреваются
равномерно, то это означает, что
термостат заблокирован в поло-
жении открытого клапана, а ОЖ
движется постоянно по большо-
му кругу охлаждения. Но если
верхний патрубок радиатора
остается холодным, а двигатель
5 2
А втоном поненты * Я н в арь-Ф еврал ь * 2015
предыдущая страница 53 Автокомпоненты 2015 1-2 читать онлайн следующая страница 55 Автокомпоненты 2015 1-2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст