солидный по размерам парк
машин, которые необходимо
обслуживать. «Возможно, вы-
растет, но ненамного, доля тех
автомобилистов, которые будут
выполнять самостоятельные
ремонты (речь идет, конечно
же, о самых простых работах), -
считает Александр. - Возникнет
отложенный спрос на кузовной
ремонт, а также на запчасти пре-
миальных брендов. Кроме того,
многие автолюбители станут
насколько возможно долго
отсрочивать ремонт, замену
Речь идет о тех запчастях, износ
которых не влияет, в принципе,
на способность машины ехать.
При этом автовладельцы будут
экономить на всем, например
менять один амортизатор, а не
пару и покупать самые дешевые
В кризис и независимым СТО
будет также непросто работать.
Скорее всего, «независимым»
придется столкнуться с ростом
цен на запчасти, а также со
снижением маржи. Произво-
дители на уровне оригинальных
запчастей и премиальной про-
дукции будут также испытывать
большие трудности. «Трендом
станет также и запуск бюджет-
ных или среднеценовых брен-
дов в структуре премиальных
марок, - считает Александр. - К
слову, многие производители, в
том числе и из отрасли авто-
компонентов, уже давно имеют
такие линейки продукции. А
потому стоит ожидать усиления
конкуренции между отдельными
брендами. И при этом главным
фактором конкуренции станет
цена».
По данным GiPA Russia, до 27%
автосервисов в России не зани-
маются продажей запчастей и в
самые трудные времена с рынка
уйдут именно такие СТО. Мно-
гие автосервисы начнут избав-
ляться от складов, вкладывать
средства в их развитие не станут.
стей уже с середины года начнут
пересматривать свою ценовую
политику. Рынок независимых
СТО в количественном выраже-
нии изменится незначительно. В
ближайшее время можно ожи-
дать новых слияний и поглоще-
ний. Автосервисные сети станут
крепнуть, вырастет привлека-
тельность франшиз. Развитие
сетей будет активно идти на
региональном уровне. Движи-
телем этого развития станут
крупные сервисы, которые уже
имеют достаточно ресурсов для
открытия дополнительной точки
обслуживания и наращивания
объемов поставок запчастей.
Следствием такого укрупнения
станет рост значимости сервиса
для его партнеров, поставщика
запчастей и оборудования или
страховой компании.
И еще одно любопытное на-
блюдение от Александра. По его
мнению, вскоре к управлению
автосервисными предприятия-
ми вернутся их собственники.
А значит, такими СТО будут
руководить мотивированные
и заинтересованные управлен-
цы. Кстати, отметим, что среди
предпринимателей уже давно
укоренилось мнение о том, что
автобизнес приносит больше
проблем, чем денег. Автобизнес
потерял ту привлекательность,
которую имел тогда, когда
многим казалось, что продавать
автомобили - простое занятие,
приносящие почти мгновенную
прибыль. Но теперь из этой
сферы бизнеса уходят случайные
люди, растет средний рабочий
стаж руководителей независи-
мых СТО и дилерских предприя-
тий. Это помогает в целом всему
бизнесу меняться в сторону
качества, становиться опытнее и
развитее.
Возвращаясь к вопросу изме-
нений спроса под влиянием кри-
зисных явлений, отметим, что
такие тенденции наблюдаются и
на вторичном рынке запчастей.
Речь идет в первую очередь о
снижении емкости рынка пре-
миальных продуктов, так как
спрос уже сейчас сориентирован
на сегмент бюджетных товаров.
Кроме того, ожидается рост
объемов так называемого серого
импорта, усиления спроса на 6/у
запчасти и кузовные детали. В
нынешний период покупатели не
готовы инвестировать большие
суммы в ремонт и обслужива-
ние машины. И так как глав-
нейшим фактором становится
цена, автомобилисты перейдут
в сегмент дешевых запчастей
и будут покупать их в качестве
временной меры, рассчитывая
на то, что к продукции дорогих
брендов можно будет вернуться
при первой возможности, то есть
при наличии свободных денег. А
потому, но мнению Александра,
компаниям, занятым в сфере
продажи автокомпонентов, не
стоит ожидать того, что они смо-
гут в ближайшие годы увеличить
свои показатели на рынке. «Сей-
час важно отвоевать и удержать
свою долю, для того чтобы в этап
восстановления рынка начать
больше продавать», - считает
эксперт.
«Среди других изменений,
которые мы в GiPA начали отсле-
живать еще в начале 2014 года,
стоит отметить и увеличение
ля, а также снижение величины
среднего пробега (проще говоря,
люди будут меньше ездить и
дольше владеть своими маши-
нами), - рассуждает Александр.
- Произойдет и уже происходит
перераспределение спроса между
сегментами. То есть те автомоби-
листы, которые прежде покупали
себе Ford Focus, пересядут из со-
ображений экономии на Hyundai
Solaris. А те, кто раньше выбирал
в классе автомобилей вроде
Solaris, теперь или перейдут на
продукцию «АвтоВАЗа», или во-
все откажутся от покупки новой
машины».
По словам Александра, в на-
стоящее время можно наблюдать
и усиление другого тренда: во-
дители все чаще самостоятельно
выбирают продукты и товары, в
нашем случае запчасти, и в мень-
шей степени руководствуются
при этом мнением профессио-
налов. Именно поэтому возрас-
тает значимость Интернета как
источника получения информа-
ции. Для потребителя важными
станут не только сервисы но
подбору запчастей, но и отзывы
других пользователей, а также
возможности сравнить ту или
иную продукцию по различным
критериям.
И именно сейчас наступило то
время, когда бренды почувству-
ют прямой эффект от вложенных
в свой имидж инвестиций. И
если бренды смогут при этом
Э к о н о м и
Аленсандр Груздев, д и р екто р м а р -
кети н го в о го аге н тс тв а GiPA R u ssia
удерживать правильные цены,
это станет победной комбинаци-
ей. Ведь ресурсов, чтобы играть
на ценах, брендам хватит, скорее
всего, до середины нынешнего
года, а после придется при-
менять, возможно, и не самые
популярные методы «ценовых
войн».
Наступивший кризис - это
сложный и, скорее всего, за-
тяжной этап для автомобиль-
ного рынка страны. Но к этому
испытанию бизнес подошел в
достаточно зрелом состоянии.
Безусловно, картина рынка из-
менится, но не в общих чертах,
а в деталях. «Да, бизнес будет
выживать, - уверен Александр.
- И в такое время сильный
акцент будет сделан многими на
маркетинг. Причем под мар-
кетингом в таких условиях мы
понимаем не что-то абстрактное,
а ряд конкретных действий и
мероприятий, направленных
в первую очередь на четкое
ценовое позиционирование. Для
того чтобы правильно играть на
ценах, компаниям сферы авто-
бизнеса потребуется вниматель-
но следить за изменениями цен,
причем в периоды нестабильно-
сти курса валют такой монито-
ринг необходимо проводить но
возможности чаще».
«Нынешний кризис с нами на
несколько лет, - убежден
Александр. - Его дно пока
сложно спрогнозировать. Но, по
моему мнению, своей нижней
точки этот кризис достигнет в
лучшем случае в 2016 году, после
чего можно ожидать медленного
восстановления показателей». ■
А в то ко м п о нен ты • Я н в арь-Ф еврал ь * 2015
4 5
предыдущая страница 46 Автокомпоненты 2015 1-2 читать онлайн следующая страница 48 Автокомпоненты 2015 1-2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст