ком понен то в
А лександр Ш убин
П
ервой ОЖ была вода.
Будь у нас другой кли-
мат, она бы, наверное, и
оставалась лучшей жидкостью для
охлаждения моторов. Однако вода
замерзает, при этом выводит из
строя двигатель. Увеличивая свой
объем при кристаллизации, лед
разрывает охлаждающую «рубаш-
ку» ДВС или бачки радиатора. 11о-
этому был предпринят поиск более
подходящего состава. В результате
теперь практически повсеместно
в качестве теплоносителя автомо-
бильной системы охлаждения ис-
пользуют водно-гликолевые смеси.
Вода (лучше деминерализован-
ная) и моноэтиленгликоль (МЭГ)
в соотношении примерно 50 на
50 дают смесь, большинство па-
раметров которой удовлетворяет
двигателестроител ей. Температура
ее кипения - более 108 градусов,
температура кристаллизации -
около -40 градусов (хотя столько,
наверное, не нужно), теплоотводя-
щие свойства и текучесть хорошие,
цена умеренная. 11ри сильных
морозах водно-гликолевая смесь
не увеличивает своего объема, не
образует лед, а переходит в со-
стояние «шуги» - по консистенции
похожей на застывшую манную
кашу. Прогреваясь от запущен-
ного мотора, такая ОЖ обретает
текучесть и начинает полноценно
отводить тепло.
Большинство параметров во-
дно-гликолевой смеси полностью
устраивает моторостроителей, за
исключением, может быть, того,
что смесь МЭГ с водой корро-
зионно активна, причем значи-
тельно в большей степени, чем
вода. МЭГ ядовит, но никто не
заставляет его пить.
Вторая задача - предохранение
двигателя от коррозионных воз-
действий - возложена на присад-
ки. Они составляют всего 2-6%
объема ОЖ, но способны самым
кардинальным образом изменить
ряд свойств водно-гликолевых
смесей. Известно несколько по-
колений или видов присадок.
Карбоксилатные антифризы
(OAT- Organic Acid Technology) со-
ставляют элиту ОЖ, они считают-
ся лучшими как по свойствам, так
и по сроку службы. С конца 1990-х
их использует для первичной за-
правки и в период гарантийного
срока абсолютное большинство
мировых автопроизводителей. В
России также почти все сборочные
производства «иномарок» при-
меняют этот антифриз, сегодня к
ним присоединились и российские
автозаводы.
Основу пакета присадок анти-
фризов этой группы составляют
непревзойденные ингибиторы
коррозии - стабильные при вы-
соких температурах соли али-
фатических карбоновых кислот
(карбоксилаты). Срок службы
карбокси латных антифризов
сравним со сроком службы самого
автомобиля (250 тыс. км для легко-
вых и 650 тыс. км для грузовых). В
них полностью отсутствуют неор-
ганические присадки, характерные
для «традиционных» антифризов.
Гибридные антифризы (НОАТ)
- тоже великолепные охлажда-
ющие жидкости с увеличенным
сроком службы. В состав пакетов
их присадок входят соли карбоно-
вых кислот в сочетании с солями
неорганических кислот (силика-
тами, фосфатами или нитритами).
Гибридные антифризы также ис-
пользуют в первичных заправках
автомобилей. Опыт показал, что в
сочетании с карбоксилатами недо-
статки неорганических присадок
значительно нивелируются.
Антифризы ЬоЬпб относятся к
новой группе на основе карбокси-
латных присадок с добавлением
небольшого количества (не более
1 0
% от объема присадок) сили-
катов. Таких антифризов пока
немного. Они начали применяться
только с 2008 года. Смогут ли
они вытеснить карбоксилатные и
гибридные антифризы - покажет
время.
Силикатные, или традицион-
ные, антифризы порой называют
антифризами «тосольного» типа
или «тосолами». Дело в том, что
первая (и единственная в то
время) незамерзающая жидкость,
созданная для автомобилей ВАЗ,
называлась «Тосол». В «Тосоле»
были применены неорганические
присадки. Наверное, поэтому на-
звание «Тосол» перешло у нас на
весь класс ОЖ, которые содержат
присадки из комбинации солей
неорганических кислот: силикатов,
фосфатов, боратов, аминов, ни-
тратов, нитритов. Такие жидкости
широко применялись во второй
половине прошлого века. Но затем
в странах с развитым автомоби-
лестроением стали вытесняться
карбоксилатными и гибридны-
ми ОЖ. Полный отказ сначала
в Японии, а затем на Западе и в
Америке от традиционных анти-
фризов связан с их склонностью к
образованию гелей и абразивных
частиц, снижающих отвод тепла,
засоряющих систему охлаждения и
даже способных вывести из строя
помпу. Неорганические присадки
очень быстро расходуются, из-за
чего срок эксплуатации традици-
онных антифризов мал и составля-
ет в среднем 2-3 года.
Антифризы для тяжело нагру-
женных двигателей (Heavy duty),
то есть для двигателей магистраль-
ных тягачей, автобусов, карьерных
самосвалов, бульдозеров, экскава-
торов, тепловозов и морских су-
дов, системы охлаждения которых
несут очень высокую нагрузку. Ос-
новная проблема таких двигателей
- кавитационное разрушение (эро-
зия) поверхности «мокрых» гильз.
А значит, применяемые антифри-
зы должны подавлять кавитацию.
Кавитационные процессы в ДВС
не могут быть устранены по прин-
ципиальным конструкционным
причинам. Кавитационное раз-
рушение деталей двигателя может
быть существенно (в десятки раз)
подавлено специальными Heavy
duty ОЖ. Силикатные антифризы
не способны защитить детали
двигателя от кавитации, поэтому
технические требования Амери-
канской ассоциации по испыта-
нию материалов ASTM D4985, раз-
работанные для тяжелой техники,
существенно ограничивают или
вообще не допускают присут-
ствия силикатов в охлаждающих
жидкостях тяжело нагруженных
моторов. Американские произво-
дители грузовиков требуют, чтобы
антифризы содержали дополни-
тельные нитритные присадки для
подавления кавитации. Для таких
сложных и дорогостоящих мото-
ров необходимо особенно строго
придерживаться рекомендаций
производителя - слишком велики
риск и затраты на восстановитель-
ный ремонт.
Внутри каждого вида ОЖ,
использующих тот или иной тип
присадок, содержится множество
составов различной рецептуры.
Дело в том, что каждая автомо-
бильная компания самостоятельно
определяет, какие антифризы
следует использовать. Есть ком-
пании, выдвигающие к ОЖ своих
автомобилей столь непохожие на
остальных требования, что для их
удовлетворения требуется создать
особый пакет присадок.
В результате складывается такая
ситуация. Каждый производитель
автомобилей выдвигает свои
требования к ОЖ для двигателей
своих автомобилей, мало обращая
внимания на аналогичные требо-
вания конкурентов. Эти требова-
ния закреплены в спецификациях.
Компании, владеющие сложными
химическими технологиями, соз-
дают пакеты присадок, производят
ОЖ на основе этих присадок и
выполняют совместно с разра-
ботчиками моторов комплексы
испытаний, подтверждающие на
практике требуемые (указанные в
спецификациях автопроизводите-
лей) характеристики ОЖ. Затем,
если производитель автомобилей
дает разрешение (допуск) на ис-
пользование ОЖ, которая успешно
прошла испытания, пакеты приса-
док продают компаниям-произво-
дителям ОЖ для «клонирования»
антифризов.
Поскольку требования автопро-
изводителей далеко не одинаковы,
а в ряде случаев и прямо противо-
положны, то нет и не может быть
универсального антифриза, подхо-
дящего ко всем автомобилям сра-
зу. Хотя есть несколько продуктов,
удовлетворяющих требованиям
большинства автопроизводителей.
(Среди них Havoline XLC компа-
нии Arteco или его российский
ребренд CoolStream Premium ком-
пании «ТЕХНОФОРМ», а также
Gysantin G48 компании BASE)
По-хорошему, только наличие
допуска, разрешающего исполь-
зовать ту или иную ОЖ в
двигателях автомобилей
какой-то конкретной марки,
может служить гарантирован-
ным основанием для примене-
ния ОЖ. Такого мнения придер-
живаются как специалисты
подавляющего большинства
автомобильных (моторострои-
тельных) компаний, так и
разработчики присадок к ОЖ. ■
А втоном поненты * Я н в арь-Ф еврал ь ■
2015
предыдущая страница 35 Автокомпоненты 2015 1-2 читать онлайн следующая страница 37 Автокомпоненты 2015 1-2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст