стабилизировалась - алюмини-
евая сердцевина и пластиковые
лей и алюминиевая сердцевина
и приваренные к ней в среде
инертного газа алюминиевые
бачки (цельноалюминиевые
радиаторы - они получаются
более прочными) для грузови-
ков и спецтехники.
Медь окончательно и навсег-
да (наверное, навсегда) про-
играла в конкурентной борьбе
алюминиево-паяным радиато-
рам. Медно-лату иные радиато-
ры сейчас в новой технике уже
совершенно не используются.
Их выпуск составляет малые
доли процента от общего объ-
ема автомобильных теплооб-
менников и нацелен на рынок
запасных частей для старых
транспортных средств.
Проблема сложности, каприз-
ности и дороговизны оборудо-
вания для пайки алюминиевых
теплообменников, конечно,
существует и существовала
всегда. Но предприятия массо-
вого выпуска автомобильных
теплообменников смирились с
этой технологией, распределяя
накладные на огромные тиражи
изделий.
В начале 2000-х мало кто
предполагал, что эта конструк-
ция быстро начнет сдавать свои
позиции.
Э ф ф екти в н ее,
те хн о л о ги ч н ее , деш евле
О разработках поколений
радиаторов, идущих на смену
алюминиево-паяной кон-
струкции, нашим читателям
рассказал Петр Нечииоренко -
коммерческий директор управ-
ляющей компании «Карвиль»,
выпускающей автомобильные
теплообменники под брендом
«Лузар».
Технологическая сложность
пайки алюминия заставила
практически одновременно с
освоением пайки алюминия
искать альтернативные кон-
струкционно-технологические
варианты радиаторов. Одна из
таких альтернатив существо-
вала давно - это алюминиевые
сборные радиаторы, которые не
имеют паяных швов.
Суть конструкции заклю-
РЫНО!
ком понен то в
чается в том, что использо-
валась круглая трубка. Эти
трубки вставляют при сборке
в отверстия теплоотводящих
пластин-ламелей. Для сборки
между трубками и пластинами
должен быть некоторый зазор.
Но для нормальной работы
теплообменника этого зазора
быть не должно. (В алюмини-
ево-паяных радиаторах этот
зазор заполняли припоем.) При
сборке сердцевины алюминие-
вых сборных радиаторов сквозь
трубки пропускали специаль-
ный инструмент - дорн. Это
такой длинный стержень с го-
ловкой на конце. Головка дорна
деформирует трубки изнутри,
увеличивая их диаметр до та-
кой степени,чтобы полностью
устранить воздушный зазор
между трубками и теилоотво-
д я щ и м и и ласти на м и - л а м ел я м и
и обеспечить максимальную
теплоотдачу радиатора.
Такой радиатор получается
дешевым (из-за стоимости сы-
рья). Технологию дорнования
нельзя назвать простой, а обо-
рудование, с помощью которого
она производится, недорогим.
Но массовый выпуск позволял
«отбить» основные фонды и
зарабатывать на выпуске таких
радиаторов.
Алюминиевые сборные
радиаторы с круглой трубкой
использовались еще с конца
80-х годов прошлого века на
автомобилях Volkswagen Audi
Group, Renault, Peugeot-Citroen
и АвтоВАЗ. Компания «Лузар»
освоила выпуск таких алюми-
ниевых сборных радиаторов
для автомобилей этих марок на
своем производстве под Санкт-
Петербургом.
Однако сегодня сборная кон-
струкция радиатора с круглой
трубкой уже перестала удовлет-
ворять автопром. Все дело как
раз в этой круглой трубке, она
имеет большую аэродинамиче-
скую тень, в которую не попа-
дает холодный воздух. По этой
причине сборные радиаторы с
круглой трубкой имеют низкий
КПД (значительно ниже, чем
у алюминиево-паяных), и их
применяли на автомобилях с
двигателями меньше 100 л.с.,
где безболезненно можно было
увеличить габариты теплооб-
менников.
Казалось, алюминиевые
радиаторы с илоскоовальной
трубкой, которые паяют специ-
альными припоями в среде
азота, - единственная прогрес-
сивная конструкция,способная
обеспечить современные запро-
сы автопрома.
Оказывается, что нет. В на-
чале 2000-х появился (сначала
на очень дорогих автомобилях)
сборный радиатор без паяного
шва, у которого не круглая, а
плоскоовальная трубка.
Сейчас эта технология ис-
пользуется повсеместно (на
автомобилях «ЛАДА Ларгус»,
«Рено Дастер», «Ниссан Каш-
кай», например), и мы можем с
гордостью сказать, что она реа-
лизована компанией «Лузар» на
производстве в Иаргалово иод
Санкт-Петербургом. Мы там
производим сборные радиато-
ры с плоскоовальной трубкой.
Преимущества у таких радиа-
торов оказались колоссальные.
Эффективность сборного ради-
атора оказалась на 3-7% выше,
чем аналогичного паяного.
Большего КПД удается достичь
за счет исключительно надежно-
го контакта, обеспечивающего
лучшую теплопередачу между
трубками и теилоотводящими
ламелями, чем достигается на
паяных радиаторах. За счет того,
что теплопроводность припоя
хуже, чем алюминия, кроме
того, пропуски при пайке сни-
жают КПД, а достичь абсолютно
сплошного шва между трубками
и ламелями очень трудно. Сред-
няя экономия 5% (для радиато-
ров это очень много) позволяет
либо сэкономить на материале,
либо увеличить характеристики
радиаторов при тех же габари-
тах.
Такие радиаторы уже выпу-
скаются и прошли все омолога-
ции для автомобилей АвтоВАЗ
(«Гранта», «Приора», в перспек-
тиве «Веста») и «Шеви-Нива».
Наряду со сборными радиато-
рами с плоскоовальной трубкой
специалисты нашей компании
нашли возможность увеличить
КПД сборного радиатора с
круглой трубкой, не увеличивая
количества используемого ме-
талла. В стандартном радиаторе
с круглой трубкой (технология
Sofico) два ряда трубок, рас-
положенных один за одним
(коридорное исполнение). На
«Лузаре» расположили трубки
в шахматном порядке, сместив
на иолшага второй ряд. Такая
конструкция позволяет на 10%
увеличить КПД сборного радиа-
тора с круглой трубкой по срав-
нению с таким же радиатором,
где трубки стоят в коридорном
порядке. Эта конструкция
реализуется сейчас для автомо-
билей Volkswagen Audi Group,
производимых в Калуге (Skoda
Rapid и Polo Sedan).
Затем мы нашли возмож-
ность совместить конструкцию
сборного радиатора с илоско-
овальной трубкой с преимуще-
ствами расположения трубок в
шахматном порядке. Используя
такую технологию, мы имеем
возможность получить радиа-
тор, характеристики теплопере-
дачи которого оказываются
значительно выше, чем ана-
логичного радиатора паяной
конструкции. Кроме того, ради-
аторы нашей конструкции вы-
держивают значительно боль-
шее внутреннее давление. Здесь
можно говорить о фактическом
создании нового продукта,
полностью удовлетворяющего
запросы автомобилестроителей
на ближайшее будущее.
Итак, компания «Лузар»
разработала и внедрила два
технологически конструктив-
ных решения: сборные радиато-
ры с илоскоовальной трубкой и
сборные радиаторы с шахмат-
ным расположением рядов
трубок. Применяя эти решения
вместе или отдельно, компания
«Лузар» может предложить
нашей автомобильной про-
мышленности эффективные,
технологичные и недорогие
теплообменники самой
передовой конструкции. Уже в
этом году планируется закрыть
своим ассортиментом радиато-
ров системы охлаждения и
кондиционирования 80% всех
автомобилей, официально
поставляемых в Россию, и
предложить РАДИТОРЫ ДЛЯ
ВСЕХ АВТОМОБИЛЕЙ в самом
ближайшем будущем. ■
Д втоном поненты • Я н в арь-Ф еврал ь * 2015
17
предыдущая страница 18 Автокомпоненты 2015 1-2 читать онлайн следующая страница 20 Автокомпоненты 2015 1-2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст