к алюминию
От меди
Конструкция и технология изготовления радиаторов
систем ы охлаж дения автомобильны х двигателей
постоянно м еняю тся, преследуя вполне определенную
цель - д о сти ж ен и е м аксим альной эф ф ективности
теплоотдачи и производства.
А л ександ р Ш убин
Первые действительно
эффективные теплообменни-
ки для системы охлаждения
были выполнены из меди.
Этот металл обладает лучшей
теплопроводностью из всех
конструктивных материалов, и
некоторое время специалистам
казалось, что медь в радиато-
рах обосновалась навсегда. Лет
сорок назад медно-латунные
радиаторы (медная сердцевина
и латунные бачки) казались
верхом технического прогресса.
Отдельные элементы радиато-
ров соединяли пайкой - медные
сплавы паяются легко. И, не-
смотря на очевидные недостат-
ки медных теплообменников -
очень малую их механическую
прочность и жесткость, а также
высокую энергозатратность
изготовления, - мало кто из
автомобилестроителей видел
альтернативу этому «красному»
металлу.
Только в 80-х годах прошлого
столетия (исторически со-
всем недавно) у меди появился
конкурент - алюминий. Этот
металл проигрывал меди в
теплопередаче. Зато он прочнее
меди и более жесткий, что по-
зволяет с помощью конструк-
тивных ухищрений (алюминий
позволяет сделать плоскооваль-
ную трубку радиатора более
широкой и располагать эти
трубки ближе друг к другу) сде-
лать радиаторы с такой же, как
у медно-латунных, и даже более
высокой эффективностью. Не-
смотря на явное преимущество
в цене сырья, до 80-х годов
алюминиевые радиаторы делать
не умели. Конструкция медно-
латунных радиаторов столь
прочно утвердилась в сознании
разработчиков, что технология
производства алюминиевых ра-
диаторов стала развиваться по
проложенной медными тепло-
обменниками колее. Алюминий
стали паять. И, если медные
сплавы паяются легко, то с алю-
минием возникли проблемы
- он моментально окислялся, и
пайка становилась невозмож-
ной. Алюминиевые радиаторы
стали реальностью, только
когда задача пайки алюминия
в промышленных масштабах
была решена. Появились специ-
альные припои и печи (как
циклического, так и непрерыв-
ного действия), позволяющие
надежно соединять элементы
конструкции в единый тепло-
обменник с помощью паяных
швов. Так появились алюмини-
ево-паяные радиаторы.
Конструкция радиаторов
А в то ко м п о нен ты • Я н в арь-Ф еврал ь ■
2015
предыдущая страница 17 Автокомпоненты 2015 1-2 читать онлайн следующая страница 19 Автокомпоненты 2015 1-2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст