Р А ЗР Я Д
~2е
РЬ +
РЬ
0
2
+
2
Н
2 $
0
4
2
РЬ$
0
4
+
2
Н
2 0
З А Р Я Д +
РЬ
- губчатый свинец;
РЬО г-
оксид свинца; Н2Э04- раствор серной
кислоты с плотностью 1,21.
.. 1,28;
РЬ604 - сульфат свинца
В основе работы хим ичесного источнина то ка - о кисл итель но-в осстанови тел ьная р е а кц и я . С винцовы е а к к у -
м уляторы под д ер ж и в аю т в ы со ко е и стабильное н а п р я ж е н и е , на ко то р о е н е о ка зы в а ю т влияния ко леб ани я
тем пер атур ы и то н а. Ресурс СА позв о л яет вы д ерж ивать до 1000 ц и клов зар я д а/р азр я д а, а в н е ко то р ы х случа-
ях и более 1 0 0 0 циклов
С егодн я сви н ц овы е пласти н ы
легирую т сурьм ой в со четан и и с
кальц и ем л и б о сереб ром и к а л ь -
цием. Р асп ростран ен и е получила
техн ологи я л еги р о ван и я сви н ц а
только кальц и ем , п р и ч ем р а з-
р аб о тан о несколько вар и ан то в
подобн ы х технологий. К ал ьц и -
евы е батареи , м арки руем ы е С а/
Са, дороги , но очен ь надеж ны и
обладаю т больш и м эк сп л у атац и -
о н н ы м ресурсом .
К альц и евы е А К Б не им ею т
«м инусов» сурьм ян ы х, но, к со -
ж ален и ю , не ли ш ен ы со б ствен -
ных. Так, С Б С а/С а не п ерен осят
глубокий разр яд , р азр яд более
чем на 50% для них уж е вреден.
Е сли во вр ем я не п од заряди ть
такую батарею , то буквальн о
3 -5 случаев глубокого р азр яд а,
которы е м огут во зн и к н у ть, н а -
прим ер, при поездках в зи м н и е
м о р о зы на н ебольш и е р ассто я -
н ия или в результате длительной
сто ян ки авто м о б и л я, достаточн о
д л я зн ачи тельн ого сн и ж ен и я
ем кости даж е соверш ен н о новой
С Б С а/С а. Н о п р еи м у щ еств у
кальц и евы х и к ал ьц и й -сер е-
б р ян ы х акку м у лято р о в все ж е
м ного, и одно из осн о вн ы х - они
не н уж даю тся в доб авл ен и и д и с-
ти л л и р о в ан н о й воды в течение
всего срока эксп л у атац и и , ко н еч -
но, если в автом оби ле и сп равн а
эл ек тр о сеть и С Б эксп луати рует-
ся без наруш ений.
П ласти н а авто ак ку м у л ято р а
п р ед ставл яет собой так н азы в ае-
м ы й п ан ц и р ь, и зго то вл ен н ы й из
эл ек тр о и зо л яц и о н н ы х м ате-
ри алов, в которы й пом ещ ается
п р о ч н ая ш ты р евая рам к а. О б ы ч -
но р ам к а о тл и вается и з сплава
сви н ц а и сурьм ы , а ее яч ей к и
у у
К а л ь ц и е в ы е А К Б не и м е ю т м и н у с о в
с у р ь м я н ы х ,
но,
к с о ж а л е н и ю ,
не л и ш е н ы
с о б с т в е н н ы х
.
З асо р ени е
нлапана VRLA
м о ж е т в ы зв ать
р а зр ы в норпу-
с а .
..
... и другие печаль-
ны е последствия
зап о л н яю тся ак ти вн о й м ассой,
состоящ ей из оки слов свинца,
сурьм ы , кал ьц и я и других ко м -
п онентов, уп ом и н авш и хся вы ш е.
VRLA-батареи
11роизводители соврем ен н ы х
С Б вы н уж д ен ы искать п у ти р е -
ш ения задач, вы дви гаем ы х перед
ним и авто стр о и тел ям и . Н ап р и -
м ер, в со врем ен н ы х авто м о б и л ях
среднего класса расход эн ерги и
м ож ет п ревы ш ать 3500 Вт. А ведь
ещ е 20 лет н азад эн ер го п о тр е-
бление в м аш и н ах ан алоги чн ого
класса со ставл ял о не более 950
Вт. Д ля н ы н еш н и х авто н у ж -
ны С Б, обладаю щ ие вы соки м и
п усковы м и токам и , требую щ ие
м и н и м ал ьн о го о б слу ж и ван и я,
им ею щ ие дли тельн ы е сроки эк с-
п луатац и и . Т акж е от со вр ем ен -
ны х А К Б требуется сохранение
эксп луатац и он н ы х качеств как
при п овы ш ен и и тем п ературы
в м оторн ом отсеке, в о зн и к аю -
щ ем в летню ю ж ар у при работе
двигателя, так и при зн ачи тель-
ном п о н и ж ен и и тем п ер ату р ы в
зи м н и й период.
В п роц ессе зар яд к и в св и н ц о -
вой С Б о б р азу ется газо о б р азн ы й
водород, которы й у л ету ч и вает-
ся из эл ек тр о л и та, не образуя
воды . В связи с тем что п ласти н ы
об язател ьн о долж н ы бы ть п о -
груж ены в электроли т, в секции
классической св и н ц о в о -к и с-
лотн ой батареи п ериодически,
а и м ен н о каж ды е 5 -1 0 ты с. км
п робега, треб уется до л и вать д и с-
ти л л и р о ван н у ю воду. Н екоторы е
А К Б осн ащ аю т сп ец и альн ы м и
п оп л авко вы м и систем ам и, о б -
легчаю щ им и к о н тр о ль водителя
за ур о вн ем элек троли та.
В аж но п ом н и ть, что через о т-
версти я, им ею щ иеся в о б сл у ж и -
ваем ой батарее для вы хода газов,
при п ад ен и и или н аклон е СБ
м ож ет р азл и ваться электролит.
И п оследстви я к о н так та р а с тв о -
ра серн ой ки слоты с разл и чн ы м и
п редм етам и м огут бы ть очень
п ечальн ы м и . Д ля п р ед о твр а-
щ ен и я р азл и во в эл ек тр о л и та и
облегчен и я о б сл у ж и ван и я б ата-
рей бы ли р азр аб о тан ы VRLA -
батареи , которы е о тн о сятся к
н ер азбо р н ы м , их ещ е н азы ваю т
н еоб служ и ваем ы м и .
Б атареи VRLA (valve-regulated
lead -acid battery, или сви н ц о во -
2 2
А в т о к о м п о н е н т ы • И ю л ь * 2 0 1 4
предыдущая страница 23 Автокомпоненты 2014 7 читать онлайн следующая страница 25 Автокомпоненты 2014 7 читать онлайн Домой Выключить/включить текст