РЫН01
компонентов
современного
автомобильного
АККУМУЛЯТОРА -
приоритеты
и недостатки
Н иколай Протасов
Запас энергии «на борту»
А
втом обильны й акку-
м улятор, которы й в
отечественном ГО СТ
53165-2008 им енуется «стартерной
батареей» ( в дальнейш ем - СБ),
является источником электри-
ческой энергии. Сам он ее не
вы рабаты вает, но сохраняет в виде
энергии хим ической реакции. В
м аш инах с инж екторны м и двига-
телям и СБ ещ е и сглаж ивает на-
пряж ение, поступаю щ ее от генера-
тора. Поэтому, кстати, батарею ни
в коем случае нельзя сним ать при
работаю щ ем «движке» - м ож ет
сгореть бортовой компью тер.
И так, С Б п о сто ян н о участвует
в п роц ессах н ак ап л и ван и я и
расх о до ван и я электроэн ерги и .
Э н ерги я, и зр асх о до ван н ая А К Б
во вр ем я «отды ха» главного п р и -
вода авто м о б и л я, ком п ен си р у ет-
ся заряд кой А К Б от генератора,
вы рабаты ваю щ его энергию при
работаю щ ем двигателе. Н аи -
более часто и спользую тся С Б с
н ап р яж ен и ем 12 В. Редко, р азве
что в р ар и тетн ы х м аш и н ах и ещ е
в м отоц и клах, м о ж н о встр ети ть
А К Б с н ап р яж ен и ем 6 В. Хотя
до кон ц а 40-х гг. п рош лого века
п р акти ч ески вся автотехн и ка
бы ла «6-вольтовой».
Во вн ед о р о ж н и ках и тяж елы х
грузови ках п р и м ен яется 24-воль-
то во е электр о о б о р у д о ван и е, в
них 12-вольтовы е С Б у стан авл и -
ваю т п арам и . В аж но знать, что
при вы ходе одной А К Б и з стр о я
м ен ять необходим о и вторую ,
п оскольку вн у тр ен н ее с о п р о ти в -
ление в аккум уляторах, со еди -
н ен н ы х последовательно, долж н о
бы ть оди н аковы м . Зам ен и в ж е
только деф ектн ую А К Б, водитель
ри скует б ы стр о п отерять обе
батареи.
Традиционны е, свинцовы е
Н а соврем ен н ом этап е р а з-
ви ти я авто м о б и л естр о ен и я
н аи больш ее р асп р о стр ан ен и е
получи ли сви н ц о во -к и сл о тн ы е
и л и сви н ц о вы е С Б, осн овн ы м и
ком п он ен там и ко торы х я в л я -
ю тся сви н ц о вы е п ласти н ы и
р аство р серной кислоты .
В это м году отм ечается 155-я
годовщ ина со зд ан и я ф р ан ц у зо м
Гастоном П лан те п ервой с ви н -
ц овой А КБ. П лан те п ом ести л в
р аство р ки слоты две сви н ц овы е
тон ки е п ласти н ы , н ави ты е на
д ер евян н ы й ц и л и н д р и р азд е-
лен н ы е м еж ду со б о й тк ан евой
п р о к л ад к о й -и зо л ято р о м , а затем
подвел к пласти н ам ток. Ч ерез
несколько часов тако й « зар яд -
ки» А К Б П лан те м ог автон ом н о
«вы давать» д овольн о си л ьн ы й
ток, правда, р азр я ж ал о сь это
устр о й ство очень бы стро.
П р и н ц и п дво й н о й сульф ата-
ц и и , о тк р ы ты й П ланте, у со -
верш ен ствовал Томас Э дисон,
со зд авш и й так н азы ваем ы е щ е-
лочны е ж елезон и келевы е А К Б. У
Э дисона п ласти н ы п ом ещ али сь
в эл ек тр о л и т из едкого калия.
Б атареи Э дисона ш и роко и с-
п о л ьзо вал и сь на авто м о б и л ьн о м
и водном тран сп орте.
П р и н ц и п , о тк р ы ты й П ланте,
и сп ользуется и в соврем ен н ы х
А К Б. П ласти н ы в С Б и сп о л ьзу -
ю тся в осн овн ом , как и у П ланте,
сви н ц овы е. О дн ако п ласти н ы из
ч и стого сви н ц а очен ь хруп ки , и
при тр яске на ухабах в пласти -
2 0
А в т о к о м п о н е н т ы * И ю л ь * 2 0 1 4
предыдущая страница 21 Автокомпоненты 2014 7 читать онлайн следующая страница 23 Автокомпоненты 2014 7 читать онлайн Домой Выключить/включить текст