С
е р в и с . Э к с п л у а т а ц и я . О
б о р у д о в а н и е
Э
В
Т
б
2 3 3
энергию , а затем резко в ы -
б р асы вает ее, со зд авая в цени
н ап р яж ен и е п роб оя. И з-за этого
на свече п о явл яется м ощ н ая
искра, ко то р ая и восп лам ен яет
топ ли вн ую смесь. Затем катуш ка
на какое-то м гн овен и е усп окаи -
вается, после чего сн ова н ач и -
н ается ц и кл. Н о перед эти м она
какое-то врем я ещ е сбрасы вает
о ставш и й ся зар яд в виде к о р о т-
ких, не сп особн ы х п р и вести к
и ск р о о б р азо ван и ю м алом ощ н ы х
им пульсов.
Вот все эти этап ы и долж н ы
бы ть о тр аж ен ы на о сц и л л о гр ам -
ме. П ри чем но х арактеру л и н и и
м о ж н о судить о п р о тек ан и и тех
и ли и н ы х п роц ессов, вы яви ть
о тк ло н ен и я от норм ы . Н аш
сп и кер рассказал о вы явл ен и и с
пом ощ ью о сц и л ло гр аф а н аи б о -
лее р асп р о стр ан ен н ы х деф ектов
систем ы заж и ган и я.
Проблем ы с проводной
Д о во л ьн о ч асто и м ен н о тако й
д еф ек т п р и в о д и т к отказу.
С м ы сл следую щ ий: в п ро ц ессе
эксп л у атац и и вы со к о во л ьтн ы е
п р о во д а м о гу т и зн аш и вать ся ,
п о л у чать м ех ан и ч еск и е п о -
вр еж д ен и я , п е р ети р ать ся и нр.
В р езу л ьтате на их корпусах
о б р азу ю тся м и к р о -, а ин огда и
совсем д аж е не м и к р о -, т р е щ и -
ны . В плоть д о п о лн ого о б р ы ва
п р о во д к и . П ри в о зн и к н о в ен и и
тр ещ и н ы , во -п ер вы х , у м ен ь ш а-
ется и сход н ое сечен и е п ровод а.
Зн ачи т, н ач и н ает р а с ти с о п р о -
ти вл ен и е. П ри чем гем си льн ее,
чем больш е тр ещ и н а. К ром е
того, в этом м есте во зн и к аю т
д о п о л н и тел ьн ы е очаги и скр о -
о б р а зо в а н и я . С о о тв етств ен н о
зар яд к ату ш к и расходуется
вхолостую и до р аб о ч ей свечи
доход и т осл аб л ен н ы м . Все эти
п р о ц ессы м о ж н о отслед и ть с п о -
м ощ ью о сц и л ло гр ам м ы .
Федор Даров:
-
Начнем с ситуации, когда в
цепи присутствует поврежде-
ние. В этом случае напряжение
разрядки катуш ки заш калива-
ет до предельного. Такое нару-
шение в цепи высоковольтных
проводов на осциллограмме про-
является в том, что напряже-
ние пробоя становится равным
максимально возможному для
данного типа катушки. Напря-
жение точки искрообразования
возрастает. Длительность
самого периода горения искры
уменьшается. Вплоть до того,
что кривая, характеризующ ая
момент горения искры, может
вообще от сут ст воват ь на
графике.
Д р у гая р а с п р о ст р а н ен н а я н е -
и с п р ав н о сть си стем ы за ж и га н и я
- н е п р ав и л ь н ая р аб о та свеч ей
за ж и га н и я . Ч ащ е всего свечи
за ж и га н и я п ер естаю т р аб о тать
п р а в и л ь н о и з-за того, ч то у них
уж е в ы р аб о тан р есу р с и он и не
м огут о б есп еч и ть д о стато ч н о
си л ьн о е и ск р о о б р азо в а н и е ,
л и б о ж е - и это то ж е случается
д о стато ч н о часто - и з-за н а к о -
п л ен и я на их п о вер х н о сти слоя
о тл о ж ен и й п р о д у к то в го р ен и я.
В это м случае и с к р о о б р а з о -
ван и е будет п р о и сх о д и ть но
всем у ко р п у су свеч и , а не то л ьк о
м еж ду эл ек тр о д ам и , как п о л о -
ж ен о. Ч то о п я ть ж е п р и вед ет к
слаб ой искре.
Н а о сц и ллограм м е это т д еф ект
п р о явл яется следую щ им о б -
разом .
Федор Даров:
-
Поскольку, по сути, при
таком дефекте в цилиндре
появляется не одна, а множе-
ство искр, напряжение точки
искрообразования размывает ся
-
у каждой из вновь образовав-
шихся искорок оно будет свое
собственное. В итоге, когда
напряжение импульса разряда
снижается до уровня, равного
точке искрообразования, не
происходит стабильного р а з-
ряда, как это должно быт ь в
норме, а напряжение начинает
понижаться плавно, по мере
того, как начинают одна за
одной «выключаться» самооб-
разовавш иеся искорки. Причем
самые стойкие из них продол-
жают искрить чут ь ли не до
полного падения напряжения.
Поэтому на конце искрового
импульса на графике осцилло-
граммы не будет происходить
резкого обрыва, как бывает в
норме, а он будет плавно опу-
скаться до самого низа.
Д ругой р асп р о стр ан ен н ы й
д еф ект систем ы заж и ган и я -
п р о б о й о б м оток вн у тр и сам ой
катуш ки заж и ган и я. Т акая
н еи сп р авн о сть в подавляю щ ем
б о л ьш и н стве случаев связан а с
н али чи ем како й -то ещ е н еи с-
п р авн о сти в си стем е заж и ган и я.
И з-за нее катуш ка вы н уж ден а
раб о тать с и зли ш н ей нагрузкой.
И со врем енем тако й реж и м
работы м ож ет сп р о во ц и р о в ать
п р об ой . Э тот д еф ект о тр аж ается
на осц и ллограм м е ком плексом
хар актер н ы х п ри зн аков.
Федор Даров:
-
После отработки свечи и сни-
жения напряжения ниже точки
искрообразования на катушке
сохраняется еще небольшой
остаточный заряд. Поэтому в
норме после того, как кат уш -
ка сбрасывает заряд на свечу,
она производит еще несколько
импульсов для окончательного
сброса всей запасенной энер-
гии. На графике осциллографа
эт о выглядит как небольшие
колебания уже после искры.
Их должно быт ь не меньше
определенного количества, ка-
кого - зависит от параметров
данной конкретной катушки.
Если их оказывает ся меньше
этого количества, скорее всего,
речь как раз и идет о коротком
замыкании между витками
внутри катушки.
К ром е того, п р о явл яю тся и
другие си м п том ы . П оскольку
п ри во зн и к н о вен и и зам ы к ан и я
вн у тр и катуш к и п рои сходи т
д о п олн и тельн ы й п ар ази тн ы й и с-
к р о во й им п ульс в ее корпусе, су-
щ ествен н о сн и ж ается м ощ н ость,
которую катуш ка способн а
н ап р ави ть на о б р азо ван и е искры
в ц и ли н дре. К ак следствие, резко
сокращ ается вр ем я п р о д олж ен и я
и скрового и м пульса. Т акж е н а -
дает м ак си м альн о е н ап ряж ен и е,
ко то р о е сп особн а сген ери ровать
катуш ка.
П ричем и зм ен ен и я всех этих
п ар ам етр о в будут тем более о т -
ч етли вы м и , чем в более тяж елом
р еж и м е р аб о тает двигатель. П ри
уси лен и и н агрузки в двигателе,
н ап ри м ер при р езком н аж ати и
на педаль газа, п р о явл ен и я н е-
и сп р авн о сти на осц и ллограм м е
стан у т ещ е более отч етли вы м и .
Н а сам ом деле эти п р о явл ен и я
д аду т о себе зн ать не только на
граф ике, но и на п оведении сам о -
го автом оби ля.
Федор Даров:
-
Короткое замыкание в
катушке приведет к тому,
что автомобиль будет очень
тяжело завести. В случае если
используется одна централь-
ная катуш ка на несколько ци-
линдров, то и вообще практ и-
чески невозможно. По крайней
мере от стартера. Если же
все-таки машина заработает ,
на холостых двигатель будет
вращ ат ься без существенных
проявлений дефекта. Зат о при
малейшем нажатии на педаль
газа вы ощутите серьезные
срывы, вплоть до полного
прекращения работ ы мото-
ра. Понятно, что в случае с
индив идуальным и к а тушкам и
для каждого цилиндра эт а не-
исправность будет проявлять-
ся не так ярко. Но все равно
будет.
П р о вер и ть катуш ку заж и ган и я
п о зво л яет и сп о л ьзо ван и е сп ец и -
альн ого о б о р у д о ван и я. Такой
п р и б о р н азы вается тестером к а-
туш ек. Э то у строй ство, р аб о таю -
щ ее от акку м у лято р н о й батареи ,
п одсоеди н яется к п ерви чн ой и
втор и чн о й о б м откам катуш ки
(клем м ы 1 и 15 на и м п о р тн ы х
катуш ках, «плюс» и «минус» на
отечествен н ы х) и м оделирует
р аб о ту блока у п р авл ен и я а в то -
м обилем . П ри этом на катуш ке
д олж н а п р о ск ак и вать о тч етл и вая
искра. Не отсутстви е п о зво л и т
одн озн ачн о вы яви ть н еи сп р ав-
ную катуш ку. Е сли ж е искра есть,
д и агн о ст см ож ет су зи ть поиск,
и склю чи в из него катуш ку, в
р аб о то сп о со б н о сти которой он
убедился.
П ри о б н ар у ж ен и и во врем я
ком п ью терн ой д и агн о сти к и н е-
и сп р авн о стей в систем е за ж и га -
нии д альн ей ш и й р ем о н т будет
о сн овы ваться на зам ен е н еи с-
п р авн ы х деталей.
Федор Даров:
-
Починить большинство
элементов системы зажигания
не представляется возможным.
В современных двигателях вся
электроника чувствительна к
малейшим изменениям пара-
метров цепи. В кустарных
условиях воссоздать заводские
параметры той же катушки
зажигания практически невоз-
можно. Поэтому при обнаруже-
нии дефекта неисправная ком-
плектующ ая демонтируется,
А в т о и о м п о н е н т ы * И ю н ь ' 2 0 1 4
3
7
предыдущая страница 38 Автокомпоненты 2014 6 читать онлайн следующая страница 40 Автокомпоненты 2014 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст