Технология Фиш ера - Тропша
сама но себе дорогая. Не раз-
работка и применение оправды-
вались большей частью страте-
гическим и целями государств,
у которы х не было доступа к
нефтяным запасам, например
Германия времен войны. Однако
с развитием промыш ленности и
технологий появлялись процес-
сы, основанные на технологии
Фиш ера - Тропша, издержки
использования которы х были
существенно ниже.
Технология Фиш ера - Тропша
основана на реакции восста-
новительной олигомеризации
монооксида углерода, и типы
продуктов реакции зависят от
температуры самой реакции.
По большому счету сущ еству-
ю т три типа конверсионны х
реакторов для этой технологии.
Самый старый из них - реак-
тор с неподвижны м слоем типа
Arge, где используются трубки
с наполненным катализатором;
суспензионно-пузы рьковы й ре-
актор, где используются катали-
заторы, находящиеся в восковой
матрице; и реактор на ж ид кой
основе, где газ продувается через
6 2
А в т о к о м п о н е н т ы * М а й *
2014
подвиж ную основу твердых
частиц катализаторов.
Синтез продуктов средней
ф ракции Shell является одним из
видов процесса Фишера - Троп-
ша и направлен не на получение
бензина, а на синтез продуктов
средней фракции, таких ка к ке-
росин и газойль. Данный процесс
известен уже 50 лет, но только в
1993 г. он нашел коммерческое
применение - на уже упом и-
навшемся заводе в Малайзии.
В сущ ности, он состоит из трех
этапов: производство синтез-газа
с соотношением водорода и угар-
ного газа 2:1; конверсия синтез-
газа до углеводородов с высокой
молекулярной массой посред-
ством использования процесса
Фишера - Тропша и применения
в ы со ко а кти в н ы х катал из ато ров;
гидрокрегинг и гидроизомериза-
ция для максимизации содержа-
ния продуктов средней фракции.
К основным G T L-продуктам
относятся:
• синтетическая нефть (об-
ладает очень низким содержа-
нием серы и благоприятным
соотношением углеводородных
компонентов, превосходит по ха-
рактеристикам основные марки
нефти: арабскую, Brent, W T1);
базовые масла (полупродукт
для получения смазочных мате-
риалов для двигателей; компания
Shell является мировы м моно-
Газообразноетопливо
Жидкое
топливо
В и д т р а н с п о р т а
зпехтричесгео
С У Г
кпг
С П г
ближние
Л егко в ь »
ааяьнм
кжелыа
Ж елезиодорожиы а транспорт
Nop.: г и» О Д »
Аыишя
Подтодгт (яояюсыо
С нем»1*те*ы«ми»
ЙГМНММИМИ
О
С <«рьюмьмм
ггкмиФнмма
Hf подходит
польным производителем масла
по технологии в Т Ь );
• парафины и церезины (ис-
пользуются для производства
синтетических мою щ их средств,
причем ими м ож но заменить
аналогичные парафины, произ-
водимые на нефтеперерабаты-
вающ их заводах из деф ицитных
керосиновы х ф ракций перера-
ботки нефти);
• газойль (используется для
выпуска высококачественного
чески не содержащего серы и
имеющего низкое содержание
ароматических углеводородов);
• керосин (имеет высокие
эксплуатационные характери-
стики, может быть использован в
качестве топлива для реактивных
самолетов или ка к добавка к не-
фтяному реактивному топливу).
В заключение остается сказать,
что «Шелл» провел испы та-
ния в таких перенасыщенных
транспортом мегаполисах, как
Лондон, Берлин и Ш анхай, и
эксперимент показал, что транс-
порт, работающ ий на синтетиче-
ском ж ид ком топливе, эколо-
гически чище. С целым рядом
потребителей в кр упн ы х городах
уже заключены контракты на по-
ставки синтетического ж ид ко го
предыдущая страница 63 Автокомпоненты 2014 5 читать онлайн следующая страница 65 Автокомпоненты 2014 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст