Экономика. Бизнес.
Автопроизводители отвечают
на это в первую очередь ужесто-
чением стандартов, предъявляе-
мых к дилерам: требованиями к
демзалам, оборудованию, сервису
(ремонту) и пр.
В процессе подготовки BER
(block exemption regulations) были
смягчены некоторые из предложе-
ний Еврокомиссии, которые могли
нанести ущерб малым дилерам. В
частности, правило location clause
(в соответствии с которым дилер
не имел права открыть точку про-
дажи вне эксклюзивной террито-
рии). Это правило действовало
только до октября 2004 г., произво-
дители же автомобилей вообще не
хотели его менять. После 2004 г.
дилеры получили возможность
открывать свои точки продажи в
любом месте Европы.
Однако BER испугались не все
компании. Например, Honda Motor
Europe, имеющая сильную товаро-
проводящую сеть из 1800 дилеров,
вполне способна конкурировать с
независимыми дилерами. Honda
предложила своим дилерам новое
франшизное (эксклюзивное) со-
глашение. Кроме этого, провела с
ними серию семинаров, занялась
реорганизацией своей дилер-
ской сети, превратив 530 мелких
дилеров в 250 крупных. В компа-
нии посчитали, что покупатель
важнее дилера, хотя далеко не все
изменения в правилах торговли
автомобилями необходимы.
В создавшихся условиях успех
работы дилеров в Европе во
многом стал зависим от дивер-
сификации. Хотя многие из них
после введения блока не очень
представляли, как это скажется
на их деятельности. Если одни
источники поступлений (напри-
мер, продажа запчастей) частично
сократились, то необходимо искать
другие, то есть диверсифициро-
вать свой бизнес, искать новые
сферы деятельности.
Например, заключить договор
на прямые поставки от какого-ли-
бо поставщика компонентов и зап-
частей. Или открыть обслужива-
ние и ремонт электроники на базе
контракта, например, с фирмой
Bosch или Delphi. Кроме этого, у
дилеров появилось право откры-
вать свои пункты в любом месте,
где требуется их присутствие. Раз-
вивать вторичный рынок.
Особое беспокойство вызвало
разделение продаж и сервиса. За
многие годы дилеры привыкли к
тому, что если они продают авто-
мобили, то они их и обслуживают
и даже ремонтируют. К тому же
привыкли и покупатели.
Но мнению ЕС, разделение
бизнеса должно было привести к
усилению конкуренции и сниже-
нию цен.
Так, типичный для Европы
автомобильный дилер (на начало
первого десятилетия этого века) -
это частный владелец-оператор с
одним эксклюзивным контрактом
(франшизой), который работает на
определенной территории и прода-
ет 200-300 автомобилей ежегодно.
Он имеет небольшой демзал,
небольшой штат и небольшую
прибыль.
Анализ последних лет показы-
вает, что такая модель неуловимо,
но значительно меняется. Либо она
приближается к американской мо-
дели, где дилеры имеют тенденцию
к увеличению и большей прибыль-
ности, либо происходят другие
изменения.
Сегодня дилер - это частный
владелец-оператор, рассчиты-
вающий на укрупнение. Многие
частные дилеры на малых рынках
думают о продаже своего дела или
уходе на пенсию. 11роизводители
автомобилей, владеющие менее
чем 2% дилерской сети, хотят
иметь меньшее число, но более
крупных дилеров.
Совсем недавно дилеры, как
правило, имели одну франшизу.
BER снял барьеры для мультиф-
раншизинга, но многие все равно
остаются с одним поставщиком
автомобилей. Заключаются не-
большие дополнительные контрак-
ты для полного использования
имеющихся возможностей.
Дилеры комбинируют про-
дажи и сервис, хотя по правилам
«блока» это разделено. Но есть и
такие, которые занимаются только
обслуживанием. В основном это
те, у которых уже нет контракта на
продажу, но имеется оборудование
для сервиса.
Типичные дилеры сейчас
работают в пределах территорий
городов. Некоторые под влия-
нием автомобильных компаний
перемещаются в индустриальные
парки, обычно на окраинах, где
больше места и возможностей для
укрупнения.
В среднем дилер продает теперь
порядка 150 автомобилей second
hand в год. Где он их берет и кому
продает, правила «block exemption»
не регулируют. Дилеры все больше
интересуются такими автомо-
билями, поскольку их продажа
зачастую выгоднее, чем продажа
новых.
Типичный европейский демзал
сегодня - на пять автомобилей,
поскольку автофирмы больше
уделяют внимания качеству, а не
размерам, да и совершенствование
системы заказа не требует боль-
ших складов.
BER позволяет иметь дилеру
субконтракты на обслуживание
и ремонт, но не многие хотят вы-
пускать из своих рук прибыльное
дело.
Как уже отмечалось, «block
exemption regulations» официально
вступили в силу 1 октября 2003 г.
До этого сильные автопроизво-
дители контролировали дилеров,
которые имели эксклюзивные тер-
ритории. Большинство из них не
имели права продавать различные
бренды.
11осле контроль над дилерами со
стороны автомобильных компа-
ний стал слабее. Большинство
дилеров не имеют эксклюзивных
территорий. Разрешено мульти-
брендовое дилерство. Официаль-
но признаются и независимые
ремонтники.
Первые годы действия «блока»
показали, что цены на автомоби-
ли в странах Европы не выров-
нялись. Общее число дилеров
сократилось на 36%, а это означает
потерю работы для многих. Малые
дилеры выживают с трудом, так
как не имеют возможности делать
нужные инвестиции, необходимые
для конкуренции с крупными
дилерами.
Автономпоненты *
Апрель ■ 2014
предыдущая страница 24 Автокомпоненты 2014 4 читать онлайн следующая страница 26 Автокомпоненты 2014 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст