С е р в и с . Э к сп л уа та ц и я . О б ор уд ов ан и е
Э В Т б 233
неверной трактовки отдельных
факторов, к сожалению, нередки.
Вот два примера из жизни.
Автомеханик на СТО заменил
насос, руководствуясь тем, что
усиление рулевого управления
было недостаточно эффективным
и для вращения рулевого колеса
водителю приходилось приклады-
вать значительные усилия. Однако
замена насоса ничего не изменила
в работе ГУР. М еханик просто не
учел информацию клиента о том,
что проблема появилась после
оснащения автомобиля супер-
низкопрофильными широкими
шинами.
Любителям тюнинга следует
знать, что использование ш ироких
низкопрофильных шин крайне
отрицательно сказывается на со-
стоянии рулевых реечных передач,
особенно если при «доработке»
машины, кроме шин, заменяют
амортизаторы более жесткими,
а пружины - более короткими.
Покрыш ки, с размерами, превы-
шающими рекомендованные про-
изводителем машины, при манев-
рировании увеличивают нагрузку
на рулевой механизм, и если
ничего не предпринимать, быстро
появятся ощутимые люфты в
зубчатой передаче, сначала при
езде прямо либо в том положении
колес, в котором они бывают
наиболее часто, а спустя короткое
время люфты, сопровождаемые
стуками, будут сопутствовать
движению в любом направлении.
В специальной литературе указы-
вается, что максимальный люфт
в зубчатой передаче не должен
превышать 10°.
В другом случае в автосервисе
также заменили клиенту гидрав-
лический насос, поскольку его
плохая работа, по мнению ремонт-
ников, создавала тугое вращение
рулевого колеса. Эта замена, как
в описанном выше случае, не
дала никаких результатов, ведь
настоящим «виновником» тугой
работы руля была неправильная
установка углов передних колес,
в сочетании с низким давлением
в шинах этих колес, что никакого
отношения к работе насоса не
имело. Кстати, тугое вращение
руля может также происходить и
в результате повреждения деталей
телескопической стойки подвески,
и при отсутствии гидрожидкости
в картере рулевого механизма, и
даже при деформации деталей ру-
левого привода. Все эти причины,
естественно, замена насоса ГУР не
устранит.
Надо сказать, что случаи,
описанные выше, все-таки редки.
Сегодня любая СТО в состоянии
купить недорогой, стоимостью
около 5 тыс. руб., тестер гидро-
усилителя руля. Для диагностики
работы ГУР в разрыв магистрали
устанавливается один из имею-
щихся в комплектации прибора
фитинг нужного размера, после
чего двигатель заводится и, пово-
рачивая рулевое колесо в крайне
правое либо левое положение,
чтобы насос развил максимальное
давление, показания манометра
фиксируются. Рабочее давление
насоса ГУР в среднем составляет
80.
. . 140 бар, в зависимости от
пример, для BM W с двигателем
М 60 / М 62 максимальное рабочее
давление насоса составляет
130.
. . 140 бар.
Сравнив полученные данные с
паспортными, становится ясно,
что если давление в норме или
почти в норме, то насос работает
исправно, а если значительно
ниже рекомендованного, то
система гидроусилителя все-таки
нуждается в ремонте либо замене.
Наиболее распространенную
модель тестера, SM C-109, произ-
водит московское предприятие
«Юнисов-Сервис», конкурируя
с не менее распространенным
аналогичным прибором АТР-2147,
поставляемым в Россию компани-
ей ЫсЩа из Тайваня.
Существуют и еще более «фа-
тальные» примеры. Например,
когда водитель обращается на
СТО, жалуясь на стук, возника-
ющий в узле рулевой рейки или
в рулевом редукторе, ему там со-
ветуют заменить этот узел новым.
А новый редуктор в сборе - узел
очень дорогой, он, в зависимости
от марки, может стоить и 30, и 50
тысяч рублей!
Тем не менее частой причиной
подобного стука являются вышед-
шие из строя рулевые наконеч-
ники либо рулевые тяги. Если же
обнаруживается, что источник
стука находится где-то внутри
самой зубчатой рейки, то это, ве-
роятнее всего, износился вкладыш
прижима, называемый также в
различных каталогах направляю-
щей рулевой рейки или прижим -
ной втулкой рулевой рейки. Эта
деталь продается отдельно, стоит
недорого, и замена ее не представ-
ляется проблемой.
В определении природы стука
может помочь езда на различных
скоростях. Так, если стук слышен
при движении со скоростью выше
50.
. .55 км/ч, то рулевое управ-
ление как его источник можно
сразу отбросить. Возникающий в
колесах гироскопический момент
под действием быстрого вращения
делает невозможной передачу на
руль ударов, возникающих при
контакте колес с неровностями
на дороге, и причиной стука яв-
ляются скорее амортизационные
стойки, рычаги и другие элементы
ходовой.
Если же стуки слышны на не-
большой скорости, при езде по
ухабам и ямам, то гораздо более
вероятно, что причиной является
износ втулок стабилизатора по-
перечной устойчивости. Втулки
стабилизатора - недорогие детали,
ресурс которых составляет 60.
. .80
тыс. км пробега, и при их замене,
как правило, сложностей не воз-
никает.
М ожно перечислить еще не-
сколько факторов, которые не
имеют отношения к поломкам
в системе рулевого управления,
но часто воспринимаются как
признаки выхода из строя либо
рулевого редуктора, либо насоса
ГУР.
Так, гул в моторном отсеке не-
обязательно связан с насосом П Т .
«Выть» могут и генератор, и ком-
прессор кондиционера, и помпа,
и некоторые другие механизмы.
Если гул не стихает, когда руль
не крутится, а насос включается
только при вращении руля, то
система ГУР отношения к данному
шуму не имеет.
Аналогично и дрожание руля
при торможении, ощущение ви-
браций на рулевом колесе при ра-
боте двигателя никак не связаны
с дефектами рулевого управления
и системой гидроусиления, хотя
часто так воспринимаются не-
которыми водителями. Дрожание
руля при торможении вызывается
неправильной работой тормозных
дисков, подвески, нарушением
балансировки колес и т.д. Вибра-
ция же руля может быть вызвана
нарушениями в работе двигателя
либо некачественной его установ-
кой на подушках.
Даже если управление автомо-
билем становится неуверенным,
при движении приходится под-
руливать, либо во время езды
маш ину явно тянет в одну сто-
рону, то и в этом случае система
рулевого управления может
быть «виновна», но только в
Н а с о с ГУР M e r c e d e s B e n z W 2 0 3 (C I8 0 ) с п р и в о д н ы м ш к и в о м
А в т о к о м п о н е н т ы ‘ М а р т * 2 0 1 4
6
5
предыдущая страница 67 Автокомпоненты 2014 3 читать онлайн следующая страница 69 Автокомпоненты 2014 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст