Производство. Технологии
невозможно, что в очередной
раз доказала компания BMW,
сделав для своей массовой
модели i3 кузов и его каркас,
а также ряд других деталей из
углеволокна, все-таки преодолев
многочисленные технологиче-
ские трудности.
Правда, i3 - электромобиль,
но это даже лучше, так как вес
здесь важнее, чем для автомо-
биля, поскольку его снижение
способствует увеличению запаса
хода, что пока является слабым
местом для ЭМ. Да и тяжелую
литиево-ионную батарею тоже
надо чем-то компенсировать.
Поэтому здесь углеволокно как
нельзя кстати.
Работа над i3 началась 6
лет назад, когда руководите-
лем компании был назначен
Норберт Рейтхофер. Уже тогда
было ясно, что экологические
требования к автомобилю
будут резко возрастать, сделав
существовавшие тогда модели
невостребованными в буду-
щем. Такое может произойти
уже к 2020 г., когда на рынке
в массовом порядке появятся
электромобили, выпускаемые
уже несколько лет серийно.
Но электромобиль в суще-
ствующем виде для компании
BMW, всю свою историю специ-
ализирующейся на динамичных
и быстроходных моделях, явно
не подходит.
Чтобы электромобиль стал
похожим на BMW по своим
основным качествам, нужно
сделать его значительно более
легким, чем у конкурентов. А
здесь тоже выход один: исполь-
зовать углеволокнистые матери-
алы, поскольку никакие другие,
включая алюминий, нужного
эффекта не дадут.
Как уже говорилось, основ-
ной недостаток углеволок-
на - его высокая стоимость,
обусловленная сравнительно
длительным циклом изготов-
ления. По данным Frost and
Sullivan, 1 кг углеволокна стоит
примерно 20 долларов против
1 доллара за кг стали. Цель
BM W - добиться его стоимо-
сти на уровне алюминия хотя
бы к 2020 г., что сделает его
более доступным для массово-
го производства.
Таким образом, компании
предстоит освоить масштабный
выпуск углеволокна, приемлемо-
го но стоимости, заметим, чего
еще никто не делал. Речь идет
об индустриальной революции,
сравнимой с освоением и запу-
ском полностью алюминиевых
Для начала в 2009 г. было соз-
дано СИ с фирмой SGL Carbon
SE. Ввиду большой стратегиче-
ской важности проекта Сюзанна
Клаттен, член семьи Quandt,
владеющей контролем над BMW,
приобрела 27% акций SGL. Это
было сделано для обеспечения
эффективной работы нового
СП и предотвращения влияния
конкурентов. Еще 16% продано
немецкой специализированной
компании в Висбадене и 10%
- концерну Volkswagen. Таким
образом, с немецкой стороны
гарантировался контроль над
предприятием.
BMW и SGL начали с пред-
приятия по производству угле-
пластиков, стоимостью 100 млн
USD, строительство которого
началось в 2010 г. в США, в
городе Мозес Лэйк.
Производство углеволокна
- процесс значительно более
сложный, чем штамповка дета-
лей из листовой стали. Начина-
ется он буквально со «сдирания»
атомов с акриловых нитей. Затем
цепи кристаллов углерода как
бы сплетаются в подобие ткани,
которые накладываются друг на
друга послойно и опрыскивают-
ся смолообразным пластиком.
Этот процесс на BMW содер-
жит как минимум три произ-
водственных цикла, во время
которых полуфабрикат про-
ходит несколько тысяч кило-
метров, включая путешествие
через океан, пока не выйдет в
виде готовой детали на авто-
мобиле, собранном на заводе в
Лейпциге.
мобилей экспериментируют с
углеволокном, но пока никто не
спешит последовать за BMW.
Имеются критики стратегии
упора на углеволокно и внутри
BMW. Рейтхоферу и его сторон-
никам приходится отстаивать
правильность выбранного
направления, в том числе и
среди тех, кто вообще не верит в
будущую популярность электро-
мобилей.
Споры идут, a BMW i3 уже в
продаже. Проблемы, конечно,
есть. Основная - как ремонтиро-
вать углепластиковый кузов. Но и
это решается, хотя и требует
оснащения дилерской сети
необходимым оборудованием. □
А в т о н о м п о н е н т ы • М а р т ■ 2 0 1 4
5
3
предыдущая страница 55 Автокомпоненты 2014 3 читать онлайн следующая страница 57 Автокомпоненты 2014 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст