П р и м е н е н и е
п о л и а м и д о в
в п р о и зво д стве ав то к о м п о н ен то в
Петов Н.А.- руководитель
аналитического отдела
Издательсного дома
«Макс Медиа»
Пластмассы
в
автомо-
бильной промышленности
-
второй по значимости кон-
струкционный
материал
после металлов. Технология
производства и переработ-
ки полимеров позволяет все
больше и больше заменять
металлические
комплекту-
ющие на пластиковые. По-
лиамиды (ПА) - синтети-
ческие
термопластичные
материалы,
наиболее
вос-
требованные в автомобиль-
ной промышленности среди
прочих полимерных предста-
вителей. Удачное сочетание
высокой механической проч-
ности и малой плотности
с
хорошими
антифрикци-
онными и диэлектрически-
ми свойствами, химической
стойкостью
к
маслам
и
бензину,
делают
полиамид
одним
из
важнейших кон-
струкционных материалов.
К основным областям приме-
нения полиамидов при произ-
водстве автодеталей относятся:
1.
Производство ответствен-
ных деталей.
Благодаря одновременному
обладанию низким коэффи-
циентом трения, прочностью,
ударной вязкостью, а также
сохранению этих свойств в
широком диапазоне температур,
полиамид является незамени-
мым при изготовлении ответ-
ственных деталей таких, как:
- подшипники скольжения,
направляющие и вкладыши
узлов трения, работающих при
нагрузке до 20 МПа, при смазке
маслом, водой или всухую;
- шкивов, блоков и роликов
грузоподъемных механизмов с
тяговым усилием до 30 тонн;
- корпусов, кронштейнов,
ступиц колес и других деталей,
к которым предъявляются
повышенные требования по
ударостойкости;
- шестерен, звездочек и
червячных колес различных
устройств и механизмов;
- деталей уплотнения и
манжет для систем высокого
давления.
Полиамидные (капроновые)
порошки используют для полу-
чения антифрикционных слоев
подшипников скольжения. При
этом, чем тоньше слой, тем
лучше он работает, так как в
меньшей степени проявляется
отрицательное действие низкой
теплопроводности капрона (в
200-400 раз меньше, чем у ме-
таллов) и высокого температур-
ного коэффициента линейного
расширения (в 8-11 раз больше,
чем у металлов).
Капрон, особенно в сочетании
с закаленной сталью, обладает
исключительной износостойко-
стью и практически исключает
износ сопряженной детали. Ка-
проновое покрытие защищает
металл от коррозии и действия
щелочей, слабых кислот, бен-
зина и ацетона. Однако из-за
низкой температурной стойко-
сти капрона температура в узле
трения с ним должна быть в
пределах от -30 °С до +80 °С.
Большие возможности при
производстве конструкций с
пониженной массой открывают
высоконаполненные полиа-
миды, армированные стекло-
волокном на 60 %. Их модуль
упругости при растяжении в два
раза больше, чем у стандартного
полиамида (ПА-6), наполнен-
ного стекловолокном на 30 %.
При этом полимер имеет те же
свойства текучести, что и стан-
дартный полиамид. Материал
нашел применение при про-
изводстве наружных дверных
ручек, опоры педалей и самих
тормозных педалей.
2.
Производство крупногаба-
ритных деталей.
В Германии разработана
так называемая «гибридная
технология» - технология
использования металлопла-
стиковых композитов. Ранее
она применялась только для из-
готовления деталей обрамления
фар ближнего света (Audi А8).
Сейчас же она распространена
на производство всей передней
части кузова. Гибрид алюминия
и полиамида-6, на 30 % арми-
рованного стекловолокном,
позволяет снизить вес изделия
на 15 % по сравнению с теми
случаями, когда используются
стальные листы.
А втоком поненты ■
Ф ев р ал ь 2013
предыдущая страница 7 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн следующая страница 9 Автокомпоненты 2013 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст