но они одновременно становят-
ся чувствительными к резким
ударам. При ударе происходит
пластическая деформация ме-
талла, и шансы штампованных
колес уцелеть намного ниже,
чем у литых. Попытка править
их с помощью молотка при-
ведет к образованию трещин,
при этом, внутренняя трещина
не оставит водителю никаких
шансов на благополучный исход
в случае разрыва колеса.
Малейший нагрев даже при
повторной окраске колеса
приведет к выгоранию магния
и необратимым процессам в
структуре металла. Однако и
с коваными колесами кое-что
все же можно делать. Напри-
мер, пользуясь стапелем или
стендом для правки кузовов с
подходящим гидроцилиндром
и «елочкой», можно вытягивать
дисковую часть колеса. Но гово-
рить о качественно выполнен-
ной работе с полным восста-
новлением можно только после
точнейшей проверки геометрии
выправленной поверхности.
Штампованные колеса, как
и литые, можно красить, но «в
холодную», без нагрева, даже
небольшого. Можно заделывать
глубокие царапины и сколы,
применяя технологию, сходную
с процессами локального ремон-
та Chips Away.
У руководителя лаборатории
«ИЛКА-МАДИ» - ведущего
российского сертификационно-
го органа по колесам из легких
сплавов - Александра ВАХ-
РОМЕЕВА, мнение по поводу
ремонта колес из легких сплавов
однозначное:
- Восстановление и ремонт
колес из легких сплавов невоз-
можны ни в каком случае, и вот
почему. Физика легких сплавов
допускает лишь однократную
пластическую деформацию - ту
самую, которая имеет место при
ударе колеса о препятствие, и
эта деформация носит необ-
ратимый характер. Таков закон
природы. Следовательно, любой
ремонт колес из легких сплавов
противоречит физике легких
сплавов. В крайнем случае, воз-
можно обновление лакокрасоч-
ного покрытия, но только без
нагрева.
В Европе, к стандартам кото-
рой мы так стремимся, ремонт
легкосплавных колес запрещен
законодательно. Пойманные на
его нарушении лишаются ли-
цензии на все виды автосервиса.
И все же алюминиевые колеса
несут в ремонт - люди верят
рекламе и испытывают желание
увидеть чудо собственными
глазами. Но вот чего они не
увидят, так это микро-, а то
и просто трещин, размеры и
количество которых, собствен-
но, и определяют долговечность
отремонтированного колеса. Не
видно трещин - значит, их нет, а
ровное колесо - вот оно.
Избавиться от многих про-
блем с ремонтом колес можно,
если правильно выбрать их
поставщика и научиться оцени-
вать качество.
Прежде всего - выбор по-
ставщика. Цена стальных
штампованных колес неразрыв-
но связана с качеством изделия.
Под качеством следует, прежде
всего, понимать точность их
изготовления. Штампованные
колеса не обладают особым
качеством, и цена у них со-
ответственная - в среднем не
больше 1300 руб. для отече-
цены на литые колеса из легких
сплавов имеют огромный
разброс. Здесь главную роль
играет не только точность, но и
процесс ее получения. Техноло-
гически одну и ту же точность
можно получить, используя как
металлорежущие станки, так
и специальное оборудование,
где заготовка раскатывается
роликами.
Колеса из легких сплавов
выпускают десятки компаний
по всему свету. Среди евро-
пейцев наибольшим автори-
тетом пользуются итальянцы
и немцы. За последние годы
значительно повысилось каче-
ство китайских колес. Не стоит
пренебрегать колесами, выпу-
щенными на Тайване, тем бо-
лее, что некоторые серьезные
компании используют для про-
изводства колес российский
алюминий. Самого присталь-
ного внимания заслуживают
изделия российских компаний.
Дело в том, что наши стандар-
ты жестче и, следовательно,
колеса, выпускаемые в России
по ним, прочнее.
Следующий этап - выбор
модели. При выборе штампо-
ванных колес важное значение
имеет дизайн модели. Важно
научиться видеть возможности
колеса работать с упругой де-
формацией. Такое колесо легче
перенесет критические нагрузки
и, приняв их на себя, защитит
подвеску. Необходимо обра-
щать внимание на конструкцию
обода и профиль «спиц». Место
прилегания «спицы» к обо-
ду должно как можно дальше
отстоять от его кромки. Эта
«полка» обеспечит свободную
деформацию обода и «спицы»
по отдельности. Лучше, если
сама «спица» будет вогнутой
или выгнутой - такой профиль,
в отличие от простого плоско-
го, дает «спице» возможность
«играть», более равномерно
распределять нагрузку по всему
колесу.
Основным показателем каче-
ства колес является гарантия.
В зависимости от фирмы это
может быть и полгода, и год, и
полтора. Чем гарантия дольше,
тем больше список требований,
предъявляемых компанией-про-
изводителем к эксплуатации
не только колес, но и самого
автомобиля. Цены на литые
колеса в зависимости от раз-
мера, фирмы-изготовителя и
модели колеблются в пределах
2000-20000 руб. за штуку.
Наценка на нестандартную
отделку (полировка, окраска
«металликом») в среднем обо-
рачивается удорожанием на
3000-4000 руб. Изысканные аме-
риканские титанированные или
хромированные диски могут
обойтись и в 30000-40000 руб.
за штуку без учета доставки.
Штампованные колеса западных
производителей имеют доста-
точно высокие цены, а рос-
сийские производители могут
похвастаться невысокой ценой и
хорошим качеством. Дизайн при
этом, правда, будет не самым
впечатляющим, однако сумма в
5000-8000 руб. подкупает.
Но, даже обладая знаниями о
том, где и как были сделаны ко-
леса, какие нормы и правила со-
блюдались при их изготовлении,
выбрать колесо и понять, поче-
му сделан именно такой выбор,
покупателю непросто. Суще-
ствует целый ряд особенностей
и параметров, о которых следует
знать при выборе, покупке и
монтаже купленного колеса,
чтобы не нарушить условия
гарантии как самого автомобиля
(если он новый), так и колеса.
При покупке колеса рано или
поздно встанет вопрос: «Ориги-
нал или неоригинал?». Многие
автопроизводители, являющие-
ся, по сути, только сборщиками,
ставят задачи производства ко-
лес перед сторонними фирмами.
В каждом конкретном задании
будут учитываться конструктив-
ные особенности автомобиля
(количество крепежных от-
верстий, отверстие под ступицу,
вылет, ширина и диаметр колеса
и пр.). Такие колеса уже автома-
тически отвечают требованиям
и стандартам производителя ав-
томобилей и идут с логотипами
этой же марки. Подобные колеса
называются оригиналами, они
также поставляются дилерам.
Существуют стандарты,
которые определяют качество
той или иной продукции и колес
в том числе: ГОСТ Р 50511-93
(ISO 3006- 76, ISO 3894-77, ISO
7141-81), TUV. Следует пони-
мать, что данные стандарты от-
носятся к неоригинальным или
идентичным колесам. Основные
требования и стандарты к ори-
гинальным колесам задаются
заводами-производителями.
За последние годы в ситуации
с выбором и покупкой колес
из легких сплавов произошли
значительные изменения. Если
10 лет назад они приобретались,
в основном, самим автомоби-
листом, теперь проще заказать
автомобиль с такими колесами
непосредственно у дилера. У
него же можно прикупить и вто-
рой комплект, чтобы при сезон-
ной смене покрышек менять их
сразу с колесами. Популярность
такой покупки покоится, как
водится, на трех китах. Первый
- удобство сезонной смены уже
смонтированных колес, второй
- безусловно, лучший внешний
вид автомобиля, третий - сни-
жение его массы.
Автокомпоненты ■ Январь 2013
предыдущая страница 72 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн следующая страница 74 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст