Шины и дисни
колес для большегрузных авто-
мобилей.
А можно найти такую тех-
нологию, которая позволит
получить колесо, обладающее
одновременно всеми положи-
тельными качествами литого
(низкой ценой и разнообразием
красивых форм) и штампован-
ного (высокой прочностью)
колеса?
Выход есть!
Путем добавления в сплав
для литого колеса легирующих
элементов на основе Mg, Mn, Zn
(доли процентов) и последую-
щей термической обработкой
(процесс Т2 или Т4), можно
добиться получения мелкозер-
нистой структуры металла и
поднятия прочности изделия с
16-18 кг/мм2
до 22 кг/мм2, а это
на 30 % выше, чем при обыч-
ной литьевой технологии. Это
позволяет производить литые,
по сути, колеса, по весовым и
прочностным характеристикам
сопоставимые со штампован-
ными. Это еще не полноценная
«ковка», но уже и не простое
«литье». Это очень прочные,
легкие и красивые литые колеса.
Для определения новой техноло-
гии специалисты ввели термин
semi forged - полуковка.
Именно по этой технологии
изготовлены литые алюмини-
евые автомобильные колеса
NP-W компании «ПРОМА
колеса из легких сплавов».
Все они прошли тестиро-
вание по нормативам VIA,
JWL - Независимой Японской
Ассоциацией Автоинспекции
и Японского национального
обязательного стандарта для
легкосплавных колес, которые
считаются самыми экстремаль-
ными и тщательными в мире.
Это очень жесткие испытания
на прочность при косом ударе.
Кроме этого, колеса проходят и
весь цикл испытаний на соот-
ветствие требованиям техниче-
ского регламента - подтвержде-
но сертификатом Ростеста.
Отдельно стоят колеса из
магниевых сплавов. Их по праву
можно считать верхом легко-
сплавной технологии - их вес
почти в полтора раза меньше,
чем у литых алюминиевых колес
при аналогичной прочности.
Несмотря на явные преимуще-
ства, они так и не получили ши-
рокого распространения, и вот
почему. Составляющий основу
сплава магний крайне чувстви-
телен к внешней агрессивной
среде. К полному разрушению
колеса может привести проти-
воледный реагент, попавший
на сплав через повреждение
лакокрасочного слоя. Колеса
из магниевых сплавов, тем не
менее, находят применение на
дорогих спортивных автомоби-
лях и на гоночных болидах.
Не получили широкого рас-
пространения и титановые ко-
леса. При невероятной прочно-
сти и малом весе, которые почти
втрое ниже такого же стального,
делать их очень сложно и до-
рого. Такие колеса «по карману»
только заказчикам специальной
и военной техники.
Кроме описанных колес,
выполненных из алюминиевых
сплавов по монолитной техно-
логии, существуют комбиниро-
ванные конструкции, где обод
и диск являются самостоятель-
ными деталями. В этом случае
обод может быть как литым,
так и штампованным, а очень
прочные и надежные в плане
безопасности диски разноо-
бразного дизайна - штампо-
ванными. Существуют и более
сложные сборные конструкции:
диск (штампованный), внешний
обод (катаный) и внутренний
обод (литой) скрепляются тита-
новыми болтами, равномерно
распределенными по периметру
обода.
С момента выхода легко-
сплавных колес на рынок не
утихает дискуссия вокруг темы
их ремонта. Мнения «за» и
«против» делятся практически
поровну.
Изготовители литых колес
считают, что за последние годы
заметно возросла пластичность
колесных сплавов, в производ-
стве колес применяются новые
методы литья, что позволяет
выпускать колеса, способные
выдерживать большие ударные
нагрузки и восстанавливаться
в процессе ремонта. Они, на-
пример, допускают устранение
деформации внутреннего борта
обода при условии, что она не
превышает 5 мм. По их мнению,
дефекты такого типа можно
выправить на любом качествен-
ном колесе. Все остальное - за
пределами здравого смысла,
безопасности и целесообраз-
ности, потому что литые колеса
не проходят термообработку, и
любая попытка выправить их
с помощью нагрева приводит
к непоправимой деформации.
Ни о какой «доварке» недоста-
ющих элементов не может быть
и речи.
Что касается колес, изго-
товленных методом объемной
штамповки, здесь все проще и
сложнее - считают те, кто вы-
пускает их. Проще потому, что
игроков в этом секторе рынка
всего 3-4, и легче обеспечить
и контролировать единую
технологию. Сложнее потому,
что технология построена на из-
менении структуры металла на
молекулярном уровне, и любая
попытка ее повторного изме-
нения невозможна в принципе.
Ударная нагрузка изменяет саму
структуру металла. Технология
производства предусматривает
термообработку и искусствен-
ное старение колес, что придает
им дополнительную прочность,
предыдущая страница 71 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн следующая страница 73 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст