Автохимия
Леонид НРУГЛОВ
По степени популярности
среди автомобилистов на
первом месте стоят, пожалуй,
незамерзающие стеклоомыва-
ющие жидкости, в простонаро-
дье - «незамерзайки». А ведь
это большая несправедливость.
Любой профессинал скажет, что
куда важнее, что залито в систе-
му охлаждения. Да, речь идет об
антифризах и тосолах. С них мы
и начнем разговор о зимних экс-
плуатационных жидкостях.
Как это часто водится в ши-
роких автомобильных массах,
многие считают, что антифриз
и тосол - одно и то же. Кроме
того, есть мнение, что Тосол -
охлаждающая жидкость для
антифриз - для иностранных.
Для уточнения терминологии:
антифриз - любая жидкость,
незамерзающая уже при О
°С
(в отличие от воды). Жидкости
для обработки дорог в зим-
нее время - тоже антифризы.
Зарубежные производители,
обозначая автомобильные
антифризы, обычно используют
термин «Antifreeze Coolant». Все
антифризы носят свое назва-
ние (имя): GlycoShell, GlasELF,
Havoline, Prestone, Glysantin и
многие другие. И Тосол - тоже
название конкретного антифри-
за. Всех их отличает разница в
составе пакетов присадок (соот-
ветственно и качества), область
применимости (для конкретных
эксплуатации.
С развитием конструкции
автомобильного двигателя и
роста тепловых нагрузок на него
химики работали над рецепту-
рой все более и более эффектив-
ных охлаждающих жидкостей.
На смену воде последовательно
приходили жидкости на основе
различных спиртов, гликолей,
глицерина и некоторых не-
органических солей.В итоге в
качестве базы для охлаждающих
жидкостей химики выбрали
моноэтиленгликоль (МЭГ) -
бесцветную сиропообразную
жидкость плотностью около
1,112 г/см3 и температурой
кипения 197°С. С течением
времени лидерство перешло к
простейшему гликолю - этилен-
гликолю - бесцветной сладкой
на вкус жидкости, обладающей
одним, но гигантским недостат-
ком. Этиленгликоль - сильней-
ший яд, о чем неустанно твердят
инструкции. И недаром: при
самостоятельном приготовле-
нии и смене антифриза в тесном
гараже без надежной вентиля-
ции последствия могут быть
непредсказуемыми. Российским
государственным стандар-
том ГОСТ 28084 определяет
три типа антифризов: ОЖ-К
(концентрат), ОЖ-40 и ОЖ-65
(с температурой замерзания
соответственно, - 40 °С и -65 °С).
Антикоррозионные показате-
ли этих антифризов - самые
жесткие среди всех стран-
производителей охлаждающих
жидкостей, и этому есть вполне
логичное объяснение: высоким
качеством антифризов компен-
сируется невысокое качество
материалов, применяемых рос-
сийскими моторостроителями
Но антифризы можно вы-
пускать и не по Государствен-
ному стандарту, достаточно
разработать на них Технические
условия (ТУ) фирмы-изгото-
вителя. В итоге на свет появля-
ются охлаждающие жидкости,
которые сразу по нескольким
параметрам хуже жидкостей,
выпускаемых по Государствен-
ному стандарту.
Чем опасна некондиционная
охлаждающая жидкость? При
использовании некачествен-
ного антифриза возникает,
как минимум, коррозия блока
и головки блока и радиатора,
пенообразование и ухудшение
смазки помпы.
Государственный стандарт
обязывает иметь в антифризе
достаточно сложный пакет
присадок; антикоррозионных,
антипенных, смазывающих - их
более десяти. Компании, вы-
пускающие антифризы по ТУ,
стремятся свести их присут-
ствие к минимуму по вполне
понятным экономическим
причинам.
Вместе с тем, специалисты не
возлагают больших надежд и на
импорт - при значительно более
высоких ценах здесь можно
купить откровенный фальсифи-
кат, особенно, если речь идет о
малоизвестных марках.
Если говорить об основной
характеристике антифриза
- температуре замерзания -
особой разницы между им-
портными и отечественными
антифризами здесь нет. Разница
даже не в добавках, которые
превращают водный раствор
МЭГ в антифриз, разница в их
количестве. В отечественных
жидкостях их набирается с де-
сяток, в лучших зарубежных - в
четыре раза больше! Зарубеж-
ные специалисты утверждают,
что отсутствие даже одной из
них существенно ухудшает
качество антифриза. Кстати,
устоявшиеся термины «темпе-
ратура замерзания», «начало
кристаллизации», «окончание
кристаллизации» не обознача-
ют, что антифризы замерзают
в привычном бытовом пони-
мании. В отличие от воды, при
застывании они образуют не
кристаллическую, а аморфную
структуру, напоминающую
стекло. Замерзая, антифризы не
увеличивают своего объема и не
разрушают систему охлаждения.
При прогреве застывший анти-
фриз возвращается в жидкое со-
стояние и продолжает работать
в обычном режиме.
Первоклассная охлаждающая
жидкость не должна закипать во
всем диапазоне рабочих темпе-
ратур силового агрегата, иметь
высокую теплоемкость и тепло-
А втоком поненты ■
Январь 2013
предыдущая страница 38 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн следующая страница 40 Автокомпоненты 2013 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст