Рынок компонентов
продавцы: на импровизированной уста-
новке, имитирующей систему зажигания,
при подаче электрического тока на свечу
искровой разряд пробивает зазоры между
всеми электродами, образуя подчас некое
«горящее» кольцо? Да, действительно, та-
кое зрелище не просто завораживает, а не
оставляет и тени сомнения, что именно так
и будет поджигаться топливовоздушная
смесь в камере сгорания двигателя. Однако,
чтобы вернуться с небес на землю, следует
уточнить у торговцев - а то же самое будет
происходить при повышении давления?
Ведь известно, что искра подается на такте
сжатия, в то самое время, когда горючая
смесь находится под высоким давлением. И
чем выше это давление, тем сложнее искре
пробить зазор между электродами. Кстати,
именно по этой причине моторы, оснаща-
емые системой наддува, комплектуются
свечами, рассчитанными на более высо-
кую величину давления цилиндре в конце
такта сжатия. Вот тут-то, вас и перестанут
держать за рядового обывателя, и разговор
о преимуществах многоэлектродных све-
чей перейдет в иное русло. Если продавец
будет упорно стоять на своем, то спросите
у него, почему молния, во время грозы,
всегда бьет в шпиль, а не купол, когда и тот,
и другой изготовлены из металла. Отри-
цать тот факт, что электрический разряд
всегда бьет в самую верхнюю точку, то есть
идет по самому короткому пути (пробивает
наименьший зазор), никто не станет. Это
очевидно.
На самом же деле, основное преимуще-
ство многоэлектродных свечей кроется в
их ресурсе. Ведь, как мы уже разобрались
выше, искра возникает между центральным
и одним боковым электродом и только в том
искровом зазоре, электрическое сопротив-
ление которого меньше чем у других. То есть
при любых обстоятельствах работать будет
одна пара электродов. С течением времени и
с пройденными километрами электрическое
сопротивление каждой пары электродов ме-
няется. Именно поэтому искра «прошивает»
электроды в порядке наименьшего сопро-
тивления. Сначала работает одна пара, затем
другая, затем третья и так далее. Опять воз-
вращаемся к примеру с куполом и шпилем.
Итак, делаем первый вывод - чем больше
электродов, тем выше ресурс свечи. Возни-
кает резонный вопрос: какой величины он
может достигать? Практика ряда мульти-
брендовых станций технического обслу-
живания автомобилей свидетельствует, что
трехэлектродные свечи, установленные вза-
мен штатных одноэлектродных, могут от-
работать практически 100 000 километров,
в то время как их классические аналоги
потребуют замены уже при 30 тыс. Однако
в данном случае не учитываются такие важ-
ные параметры, как время работы мотора
на холостом ходу, а из-за пробок в крупных
городах наработку машины до проведения
технического обслуживания впору уже
исчислять не в километрах, а моточасах. По-
этому реальные цифры по наработке и тех,
и других свечей зажигания будут несколь-
ко скромнее. Радужную картину может в
одночасье испортить и заправка машины
некачественным топливом, октановое
число которого было поднято введением
в бензин присадки, созданной на основе
железа. Сама по себе она не вредна, однако
при нарушении концентрации (когда под-
польно из низкооктанового бензина делают
высокооктановый), на свечах, точнее их
изоляторах, откладывается токопроводя-
щий налет. По нему искра и уходит на мас-
су, не поджигая топливовоздушную смесь.
Мотор начинает работать неровно, теряет
мощность, наблюдается перерасход топли-
ва. Несгоревшая смесь, попадая в катализа-
тор приводит к преждевременному выходу
его из строя. Заметим, что очистка свечей
от такого токопроводящего нагара, как
правило, не дает желаемого результата, уж
больно крепко он держится на изоляторе,
а любые грубые механические воздействия
на него приводят к повреждению и выходу
свечи из строя. И еще, многоэлектродные
свечи актуально применять на моторах, у
которых доступ к ним по причине плотной
компоновки подкапотного пространства
затруднен. Также многоэлектродные свечи,
обладающие большим ресурсом, придутся
кстати на машинах с У-образными мотора-
ми, расположенными поперечно, а также
оппозитных двигателях. Стоимость замены
свечей зажигания на этих ДВС в связи с
высокой трудоемкостью процесса значи-
тельно больше, чем у обычных, рядных
моторов.
Мощность, тонсичность,
экономичность
На вынесенные в подзаголовок характе-
ристики мотора наибольшее влияние оказы-
вает скорость сгорания топливовоздушной
смеси в камере сгорания двигателя. В свою
очередь последняя напрямую зависит от
рабочих характеристик свечи зажигания,
которая эту топливовоздушную смесь под-
жигает, и мощности системы зажигания. По
сути, чем выше будет температура искры
и больше так называемый очаг воспламе-
нения, (читай - зазор между электродами),
тем эффективней поджиг смеси. Кстати,
при проведении тестов свечей о рабочей
температуре искры эксперты часто судят
по ее цвету. Например, если искра имеет
красный цвет, то ее температура составляет
примерно 3000 градусов по шкале Кельвина,
а бело-синий цвет свидетельствует о более
Приборы для очистим и проверни работо-
способности свечей зажигания, несмотря на
доступность свечей в продаже, все еще вос-
требованы мастерами станций технического
обслуживания.
Классическая трехэлентродная свеча с «тол-
стым» центральным электродом. Сочетание
надежности, относительной простоты конструк-
ции и невысокой стоимости. Обратите внимание
на форму поверхности боковых элентродов,
обращенную н центральному электроду. О
значительном пробеге свечи говорит эрозия
(выгорание) боновых элентродов. Подгибать их,
регулируя зазор нет смысла - проще заменить
свечу.
Свеча с двумя боковыми электродами.
Центральный элентрод слегна приплюснут и
напоминает гриб. Закопченный изолятор сви-
детельствует о том, что с рабочем процессом в
цилиндре был непорядон: требуется проведение
диагностики. Нагар на свече свидетельствует о
проблемах в рабочем процессе.
Классическая одноэлентродная свеча - для
большинства моторов именно она является
оригинальной. Нагар на свече свидетельствует о
проблемах в рабочем процессе.
А втоком поненты ■
С ентябрь 2012
23
предыдущая страница 24 Автокомпоненты 2012 9 читать онлайн следующая страница 26 Автокомпоненты 2012 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст