Автомобильны е аксессуары
частью, то при открытии двери
может произойти ее контакт с
«бобом». А нужны ли машине
лишние вмятины? Пожалуй,
нет. Поэтому прежде чем купить
бокс, примерьте его на свой
автомобиль. Иного пути -
выяснить насколько он подхо-
дит или нет - не существует. Но
самые большие неприятности
поджидают владельцев машин,
у которых накрышный люк не
въезжает в крышу, сдвигается,
а поднимается вверх. Даже
наличие у бокса специальной
выштамповки в нижней части
его корпуса, увы, проблему эту
зачастую не решает. А ведь люк
отличное решение для опти-
мизации вентиляции салона,
особенно для автомобилей, не
оборудованных кондиционером.
Бюджетным вариантом на-
крышного «бокса» являются так
называемые «мягкие» боксы, по
сути своей являющиеся неким
подобием рюкзака, в который
складываются вещи. Из преиму-
ществ «мягких» боксов можно
назвать невысокую их стои-
мость, возможность хранить в
свернутом виде непосредствен-
но в багажнике автомобиля
(занимают места не больше,
чем набор дорожной помощи)
и возможность уложить в них
негабаритные, неделимые грузы,
которые по своим размерам не
уместились бы в бокс жесткого
типа. В остальном похвастаться
этим изделиям нечем. Загряз-
няются они быстро, а их чистка
занятие довольно хлопотное.
Это вам не мокрой тряпкой
протереть гладкие бока, здесь
может потребоваться и стирка в
корыте. С аэродинамикой у рас-
положенного на крыше мешка
также не все хорошо, вернее
ни о каких аэродинамических
показателях в данном случае не
идет и речи. Впрочем, также как
и с защитными функциями -
порезать остро отточенным
ножом мешок плевое дело.
Особенности нонструнции
Самые распространенные
современные багажники пред-
ставляют собой пару поперечин,
изготовленных из прямоуголь-
ного, как правило, 20 на 30
миллиметров или со скруглен-
52
А втоком поненты ■
Май 2012
ными краями, так называемого
аэродинамического профиля из
легкого, как правило, алюмини-
евого сплава, которые монти-
посредством специальных упо-
ров и оригинальных, предназна-
ченных под конкретную марку
машины, адаптеров. Их геоме-
трия учитывает конфигурацию
элементов крыши, с которыми
они контактируют. Иными сло-
вами подбор стоек с адаптерами
должен вестись в привязке к
конкретной модели авто. Что
касается самих поперечин, то
выбор в пользу прямоугольного
сечения или аэродинамического
профиля диктуется не столько
прочностными свойствами
перекладин, сколько уровнем
издаваемого ими акустического
шума. Разумеется, поперечина,
имеющая скругленные грани,
генерирует при движении
(контакте с воздухом) гораздо
меньше звуковых волн, то есть с
таким багажником характерно-
го свиста при открытых окнах
практически не будет.
Разумеется, все пластиковые
детали, в том числе стойки,
выполнены из особых сортов
пластика выдерживающих как
низкие - минус пятьдесят, так и
высокие - до плюс пятидесяти
градусов Цельсия - темпера-
туры. Для России особенно
важен нижний температурный
предел, так как в ряде регионов
столбик термометра нередко
опускается ниже отметки в 40
градусов (мороза). Помимо
этого полимерные материалы
обязаны стойко выдерживать
воздействие ультрафиолето-
вого излучения. Как известно,
именно из-за него выгорают
(блекнут) краски салонов, по-
лимеры приобретают серый от-
тенок и их приходится освежать
(восстанавливать) различными
химическими составами -
полиролями. Низкий порог
хладноломкости должны иметь
и металлические элементы, так
как основная нагрузка прихо-
дится именно на них. Причем
нагрузка не статическая, а ди-
намическая. При преодолении
различных препятствий или
банальном попадании колеса
в яму груз совершает колеба-
тельное движение и тем самым
сильно нагружает элементы
багажника. Именно поэтому
поперечины багажной системы
изготавливаются не просто из
высокопрочного сплава, но еще
и подвергаются специальной
термической обработке. Неко-
торые производители багажни-
ков дополнительно усиливают
профили внутренними пере-
городками, которые повышают
прочность силовых элементов
на кручение и изгиб. Кстати,
если с изгибом все понятно, то
причем тут работа профиля на
кручение? А при том, что абсо-
лютно жестких кузовов нет и
никогда не будет. Даже толстен-
ные рамы мощных самосвалов,
изготовленные по принципу
лонжерон в лонжероне, и те
испытывают воздействия
крутящих моментов. Именно
поэтому поперечины должны
хорошо работать как на круче-
ние, так и на изгиб. Само собой
разумеется, все металлические
детали покрыты специальны-
ми защитными составами, как
правило проходят процесс ано-
дирования, который защищает
их от агрессивного воздействия
химических противогололед-
ных реагентов, которыми у
нас от души поливают дороги
в зимний период. К слову, в
ряде европейских стран вместо
химических реагентов давно и
успешно используют гранитную
крошку, которую после зимнего
сезона собирают специальны-
ми машинами, просеивают и
складируют для повторного
применения. Кстати о крошках
или, правильнее будет ска-
зать, частицах грязи, летящей
из под колес впереди идущих
автомобилей. Они, как вы уже
догадались, воздействуют на
металлическую конструкцию
багажников как абразив, поэто-
му дополнительное покрытие,
стойкое к абразивному износу
металлическим конструкциям
не повредит, особенно тем, что
монтируются с задней части
машины. При движении на
высокой скорости в дождливую
погоду шлейф воды с грязью
плотно окутывает как сам ба-
гажник, так и закрепленную на
нем поклажу.
Доходы и расходы
Получив возможность пере-
возить большее количество
грузов или транспортировать
крупные предметы, как то:
лодочные моторы, велосипеды,
мебель и т. д., автовладелец
должен понимать, что за все
это ему придется заплатить, и
не один раз, непосредственно
при покупке багажника или
бокса, а раскошеливаться
постоянно. Почему? Дело в
том, что любая надстройка на
кузове современного автомо-
биля ухудшает такой важный
показатель как аэродинамиче-
ское сопротивление автомоби-
ля или, чтобы было понятно
- сопротивление воздуха.
Зависит оно, как известно из
теории, не только от площади
поперечного сечения автомо-
биля, но и совершенства его
кузова. Для того чтобы вы-
верить каждый изгиб панели,
наклон ветрового стекла и
угол атаки ребер воздуховодов
в бампере, конструкторы про-
водят длительные испытания
макетов машин в аэродина-
мической трубе. Чем ниже
коэффициент сопротивления
воздуха, тем меньше расходует
топлива автомобиль. А теперь
представьте, что все труды
конструкторов вы перечерки-
ваете, установив на крышу или
задний свес (крышку багаж-
ника) некую конструкцию для
перевозки грузов. Разумеется,
сопротивление воздуха вырас-
тет значительно, что в свою
очередь приведет к дополни-
тельному расходу топлива.
Насколько он увеличится,
точно сказать не представ-
ляется возможным, но даже
при покупке современного ба-
гажника с аэродинамическим
профилем дуг и перекладин,
на который будет смонтирован
современный бокс с зализан-
ными формами, готовьтесь
к тому, что при движении по
трассе, со скоростью под 90
км/ч машина съест на полто-
ра, а то и два литра топлива
больше, чем обычно. Про
увеличение расхода, вызван-
ное перевозкой холодильника
в заводской упаковке, вообще
молчим. При этом заметим,
предыдущая страница 56 Автокомпоненты 2012 5 читать онлайн следующая страница 58 Автокомпоненты 2012 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст